Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
В разработке в доступной для родителей форме представлены некоторые понятия, характеризующие развитие детей раннего возраста, а также ряд игр по сенсорному развитию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»»
Консультация для родителей «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития.
Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.
Сенсорное воспитание - развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Это воспитание направлено на точное и полное восприятие предметов, их разнообразных свойств (цвет, форма, величина, расположение в пространстве, высота звуков и т. п.)
Основные принципы построения общения с ребенком.
• У любознательных родителей, всегда любознательные дети! Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
• Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
• Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
• Уважайте интеллектуальный труд Вашего ребенка. Всегда внимательно выслушивайте его рассуждения и никогда не смейтесь над ними.
• Показывайте ребенку любопытные вещи, предметы. Делитесь этим с ребенком. Быть может, ему не все будет понятным, но развивающее общение – это лучший способ развития Вашего ребенка.
• Проводите совместные наблюдения и опыты.
• Поощряйте инициативу и самостоятельность своего ребенка. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Создавайте условия для реализации его замыслов.
• Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Этому способствуют специальные дидактические игры, например:
Величина
Игра «ПОРУЧЕНИЯ»
Цель: формировать умение у детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Ход игры: Показать ребенку игрушки и предметы и предложить назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задания:
• Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;
• Покатай матрешку в большой машине;
• Поставь маленькую собаку возле матрешки;
• Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких;
• Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
• Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;
• Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т. п.
Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
Форма
Игра «КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ»
Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме
Оборудование: по четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход игры: Показать ребенку красивую куклу, сказать, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем посадить куклу на стол и, вынуть из корзинки коробочку, показать ребенку, что там лежат круглые и квадратные бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, обратить внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. На нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины.
Сначала самому показать, как нужно собирать бусы, а потом предложить сделать это ребенку.
Предложить ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…». Затем показать кукле, какие получились бусы.
Цвет
Игра «КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА»
Цель: обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Оборудование: коробка с крупной мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.
Ход игры: Показать детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем –белый элемент мозаики: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Показать желтый элемент мозаики и сказать: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели поместить белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и поместить следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дать ребенку коробку с мозаикой и предложить найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой.
После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.