Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к школе"»
Консультация для родителей
Психологическая готовность детей к обучению в школе
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для родителей. К безболезненному и успешному вхождению
в учебную деятельность в школе подготовлены далеко не все дети.
Понимая важность решения этой задачи необходимо определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе организовать развивающие занятия. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители.
Под «психологической готовностью к школьному обучению» понимается
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из
важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:
Интеллектуальную готовность
Личностную готовность
Социально-психологическую
готовность
Эмоционально-волевую готовность
Интеллектуальная готовность предполагает достаточный уровень сформированности познавательных процессов:
При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе.
Психологическая готовность:
учебная готовность
социально - психологическая готовность.
Основные причины неподготовленности детей к обучению в школе
Социально - психологическая неготовность.
Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляют:
детскую непосредственность;
на занятиях отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга;
включаются в работу только при непосредственном обращении к ним;
не следят за происходящим в классе;
нарушают дисциплину;
проявляют тревожность;
«витают в облаках».
Учебная неготовность
Интеллектуальная неготовность:
неуспешность учебных действий;
невозможность понять и выполнить требования учителя;
высокий уровень речевого развития, хорошо развитая память на фоне недостаточного развития восприятия и мышления ( вербализм)
Мотивационная незрелость:
не сформированность познавательных мотивов;
ожидание не успешности в школе;
боязнь школы
Не сформированность одного компонента школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе.
Это делает необходимым психологическую помощь на этапе подготовки ребенка к школе, чтобы устранить возможные отклонения.
Особенности психологического развития старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте происходит:
- совершенствование психофизиологических функций
- возникновение личностных новообразований
Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
внимание становится более устойчивым;
развивается произвольность запоминания;
начинается переход к действиям с воображаемыми предметами;
преобладает наглядно-схематическое мышление;
развивается познавательная мотивация;
соблюдаются нормы и правила поведения;
адекватно оцениваются результаты собственной деятельности
и своих возможностей.
Психологическая помощь детям, недостаточно готовым к школьному обучению
Развитие памяти:
- работа ребенка по образцу (зрительная опора), затем время рассматривания образца постепенно сокращается до 15-20 секунд чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.
- вместо наглядного образца воспроизвести что-либо по памяти, по словесному описанию.
Развитие мышления:
- развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами: - по словесной инструкции,
- по собственному замыслу ребенка;
- развитие логического мышления:
"Четвертый лишний"; придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец)
- развитие пространственного мышления: упражнения со спичками или палочками.
в последующем усложняем задание, предлагая конструирование :
- по словесному описанию,
- по собственному замыслу
работа по образцу геометрического узора, выполненного на бумаге в клетку;
"Графический диктант»: когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (влево - вправо, вверх– вниз).
Для развития образных представлений
Стимулируем занятия детей рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкций.
В своей работе мы ставим цель - выявление уровня готовности детей к обучению в школе и проведение развивающих мероприятий по развитию у них необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала в детском саду, а затем и в школе.
При подготовке детей к обучению в школе необходимо готовить ребенка к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.
Образ жизни школьника, занимающегося общественно значимым, общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как путь к взрослости.
В течение всего года не только в детском саду, но и в семье необходимо проводить работу по подготовке детей к обучению в школе, обеспечивая тем самым благоприятные условия для сохранения здоровья и предупреждения школьной дезадаптации у детей.
Литература:
Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей»//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.
«Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, "Владос", 1995г.
Нижегородцева Н.В., «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов. Педагогов и родителей.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-256с.: ил.-(Подготовка детей к школе).
Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.
Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.
Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.