kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей детей подготовительной группы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к школе"»

Консультация для родителей

Психологическая готовность детей к обучению в школе

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для родителей. К безболезненному и успешному вхождению

в учебную деятельность в школе подготовлены далеко не все дети.

Понимая важность решения этой задачи необходимо определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе организовать развивающие занятия. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители.

Под «психологической готовностью к школьному обучению» понимается

необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе

сверстников.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из

важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.


Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

  • Интеллектуальную готовность

  • Личностную готовность

  • Социально-психологическую

готовность

  • Эмоционально-волевую готовность

Интеллектуальная готовность предполагает достаточный уровень сформированности познавательных процессов:

  • интерес к знаниям;

  • наличие у ребенка запаса знаний;

  • сформированность начальных умений учебной деятельности;

  • аналитическое мышление;

  • логическое запоминание;

  • развитие тонкой моторики;

  • развитие фонематического слуха.

Личностная готовность включает:

  • формирование у ребенка «внутренней позиции школьника»;

  • позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности;

  • произвольное поведение;

  • объективность самооценки.

Социально-психологическая готовность предполагает:

- умение устанавливать взаимоотношения;

- желание общаться;

- умение подчиняться правилам и нормам;

- умение действовать совместно.

Эмоционально-волевая готовность сформирована:

  • умеет ставить цель;

  • намечать план действий;

  • принимать усилия, преодолевая препятствия;

  • произвольность психических процессов.

Кроме указанных выше составляющих психологической готовности к школе мы выделяем ещё физическую и речевую.

Физическая готовность:

- общее физическое развитие;

- общее состояние здоровья

Речевая готовность:

- сформированность звуковой стороны речи;словарного запаса, монологической речи, грамматически правильной речи

Школьная готовность – это комплексное явление, включающее в себя

интеллектуальную, личностную, социально - психологическую, эмоционально - волевую готовность.

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе.

Психологическая готовность:

  • учебная готовность

  • социально - психологическая готовность.

Основные причины неподготовленности детей к обучению в школе

Социально - психологическая неготовность.

Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляют:

  • детскую непосредственность;

  • на занятиях отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга;

  • включаются в работу только при непосредственном обращении к ним;

  • не следят за происходящим в классе;

  • нарушают дисциплину;

  • проявляют тревожность;

  • «витают в облаках».

Учебная неготовность

Интеллектуальная неготовность:

  • неуспешность учебных действий;

  • невозможность понять и выполнить требования учителя;

  • высокий уровень речевого развития, хорошо развитая память на фоне недостаточного развития восприятия и мышления ( вербализм)

Мотивационная незрелость:

  • не сформированность познавательных мотивов;

  • ожидание не успешности в школе;

  • боязнь школы

Не сформированность одного компонента школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе.

Это делает необходимым психологическую помощь на этапе подготовки ребенка к школе, чтобы устранить возможные отклонения.

Особенности психологического развития старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте происходит:

- совершенствование психофизиологических функций

- возникновение личностных новообразований

Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу

  • внимание становится более устойчивым;

  • развивается произвольность запоминания;

  • начинается переход к действиям с воображаемыми предметами;

  • преобладает наглядно-схематическое мышление;

  • развивается познавательная мотивация;

  • соблюдаются нормы и правила поведения;

  • адекватно оцениваются результаты собственной деятельности

и своих возможностей.

Психологическая помощь детям,
недостаточно готовым к школьному обучению

Развитие памяти:

- работа ребенка по образцу (зрительная опора), затем время рассматривания образца постепенно сокращается до 15-20 секунд чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.

- вместо наглядного образца воспроизвести что-либо по памяти, по словесному описанию.

Развитие мышления:

- развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами: - по словесной инструкции,

- по собственному замыслу ребенка;

- развитие логического мышления:

"Четвертый лишний"; придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец)

- развитие пространственного мышления: упражнения со спичками или палочками.

Развитие моторики:

предлагаем задания:

  • нарисовать простой узор;

  • поиграть в игру "трудные виражи»;

  • работа с конструкторами, рисование, лепка;

  • выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание

Развитие точности движений:

игры и соревнования:

  • игра "Съедобное - несъедобное»;

  • игра "Зеркало»;

  • игра в "Тир»;

  • любые игры и упражнения с мячом.

Развитие произвольности:

  • конструирование по наглядному образцу;

  • конструирование по: расчленённому образцу, нерасчленённому (без детализации).

  • в последующем усложняем задание, предлагая конструирование :

- по словесному описанию,

- по собственному замыслу

  • работа по образцу геометрического узора, выполненного на бумаге в клетку;

  • "Графический диктант»: когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (влево - вправо, вверх– вниз).

Для развития образных представлений

Стимулируем занятия детей рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкций.

В своей работе мы ставим цель - выявление уровня готовности детей к обучению в школе и проведение развивающих мероприятий по развитию у них необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала в детском саду, а затем и в школе.

  • При подготовке детей к обучению в школе необходимо готовить ребенка к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.


  • Образ жизни школьника, занимающегося общественно значимым, общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как путь к взрослости.

В течение всего года не только в детском саду, но и в семье необходимо проводить работу по подготовке детей к обучению в школе, обеспечивая тем самым благоприятные условия для сохранения здоровья и предупреждения школьной дезадаптации у детей.

Литература:

Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. «Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей»//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-25.

«Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М, "Владос", 1995г.

Нижегородцева Н.В., «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов. Педагогов и родителей.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-256с.: ил.-(Подготовка детей к школе).

Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.

Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.

Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к школе"

Автор: Куцанова Елена Елена Евгеньевна

Дата: 16.09.2020

Номер свидетельства: 557614

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Консультация для родителей в подготовительной к школе группе «Завершающий этап» "
    ["seo_title"] => string(94) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-v-podghotovitiel-noi-k-shkolie-ghruppie-zaviershaiushchii-etap"
    ["file_id"] => string(6) "227274"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440674083"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Консультация-практикум для родителей: "Психологическая готовность к школе""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_praktikum_dlia_roditieliei_psikhologhichieskaia_ghotovnost_k_shko"
    ["file_id"] => string(6) "416623"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1495101417"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Консультация для родителей " Психологическая готовность детей к школе""
    ["seo_title"] => string(74) "konsultatsiia_dlia_roditelei_psikhologicheskaia_gotovnost_detei_k_shkole_1"
    ["file_id"] => string(6) "628141"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1679497836"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Консультация для родителей  «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе»."
    ["seo_title"] => string(74) "konsultatsiiadliaroditielieipiervyiklassilikakpodghotovitriebienkakshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "324417"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462461562"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Консультация для родителей "Подготовка детей к школе""
    ["seo_title"] => string(54) "konsultatsiiadliaroditielieipodghotovkadietieikshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "326964"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463343112"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства