Консультация-практикум для родителей: "Психологическая готовность к школе"
Консультация-практикум для родителей: "Психологическая готовность к школе"
Тема:« Психологическая готовность ребенка к школе».
(консультация – практикум для родителей)
Цель: познакомить родителей с характеристиками психологической готовности ребенка к школе.
Поступление в школу – это настоящая революция в осознании маленького человека (вашего ребенка). Он помогает в незнакомую обстановку, он окружен детьми, а взрослые постоянно чего-то требуют от него. День ребенка четко расписан по минутам, ему некогда расслабиться. Даже если ребенок с удовольствием ходил в детский сад, это не значит, что его адаптация к школе будет проходить легко и безболезненно.
Школа давит – быстрым темпом обучения, дисциплиной, четким ритмом жизни. Но и вы (родители) тоже начинаете давить, потому что каждому из вас очень хочется, чтобы ваш ребенок был лучше всех. От этого детская психика не справляется и начинаются срывы и болезни.
Для того, чтобы вам и вашим детям было легче адаптироваться к школьному обучению, чтобы у вас на пороге перед поступлением в школе не возникало ярко выраженных страхов и тревожности мы предлагаем для вас темы консультаций, на которых мы рассмотрим различные вопросы: как выбрать школу? Какова ваша роль в предшкольной и школьной жизни?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация-практикум для родителей: "Психологическая готовность к школе"»
Тема:« Психологическая готовность ребенка к школе».
(консультация – практикум для родителей)
Цель: познакомить родителей с характеристиками психологической готовности ребенка к школе.
Поступление в школу – это настоящая революция в осознании маленького человека (вашего ребенка). Он помогает в незнакомую обстановку, он окружен детьми, а взрослые постоянно чего-то требуют от него. День ребенка четко расписан по минутам, ему некогда расслабиться. Даже если ребенок с удовольствием ходил в детский сад, это не значит, что его адаптация к школе будет проходить легко и безболезненно.
Школа давит – быстрым темпом обучения, дисциплиной, четким ритмом жизни. Но и вы (родители) тоже начинаете давить, потому что каждому из вас очень хочется, чтобы ваш ребенок был лучше всех. От этого детская психика не справляется и начинаются срывы и болезни.
Для того, чтобы вам и вашим детям было легче адаптироваться к школьному обучению, чтобы у вас на пороге перед поступлением в школе не возникало ярко выраженных страхов и тревожности мы предлагаем для вас темы консультаций, на которых мы рассмотрим различные вопросы: как выбрать школу? Какова ваша роль в предшкольной и школьной жизни?
1.Упражнение в микро группах «Портрет будущего первоклассника».
Какими особенностями должен обладать ребенок, поступающий в школу (выделить по 5 особенностей).
2.Упражнение «Расстановка значимых качеств».
Карточки: физическое здоровье, развитый интеллект, умение общаться со взрослыми и сверстниками, выносливость и работоспособность, умение считать и читать, аккуратность и дисциплинированность, хорошая память и внимание, инициатива, воля и способность действовать самостоятельно.
3.Теоретическая часть.
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, письма, счета. Но для того, чтобы эти навыки были сформированы на высоком уровне, ребенок должен обладать достаточным уровнем готовностью к обучению в школе, и надеюсь, из нашего разговора вы поймете почему?
Готовность ребенка к обучению – это уровень физического и психического развития при котором те требования, которые будет предъявлять школа не будет для него чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
Большинство учителей начальных классов обоснованно придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умения читать мало способствует успешности обучения.
Итак, можно выделить наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе (поговорим об их значимости).
Интеллектуальная
Личностная (отношение к самому себе, к взрослым, сверстникам)
Волевая (способность принимать задачу решать ее, анализировать результат)
Коммуникативная (умение устанавливать контакт со взрослыми, сверстниками)
Остановимся более подробно на наиболее значимых компонентах психологической готовности.
Желание учиться.
Мотивация – желание выполнять какую-либо деятельность, когда есть желание добиться успехов, что определяет успешность обучения.
Мотивационная готовность выражается в том, насколько ребенок готов принять новую позицию школьника, как относится к школе, к учебной деятельности, к взрослым и сверстникам. Как правило, дети с удовольствием идут в школу т. к. их привлекает, интересуют аксессуары, атрибуты школы. Важно, чтобы школа привлекла ребенка своей деятельностью – учением («хочу учиться»).необходим обратить внимание при разговоре о готовности к школе, о стремлении занять новое социальное положение стать школьником, понять и принять важность обучения. Если ребенок не готов к социальной позиции, то даже при наличии у ребенка необходимого интеллектуального развития запаса знаний, умений ему будет трудно учиться в школе, ребенок будет выполнять задания только потому, что «должен», ему трудно достичь нужного результата.
Рекомендации родителям:
Побеседуйте о школе, все, что вы говорите в семье о школе, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, интерес, в беседе ребенок должен понять главную цель пребывания в школе – учение. Формируйте правильную, объективную самооценку. Не запугивайте ребенка школой. Чаще общайтесь с ребенком, старайтесь выражать ему понимание, сопереживание, хвалите его. Вселяйте в ребенка уверенность в успехе, не позволяйте ему поддаваться унынию. Избегайте резкой критики ребенка, особенно при посторонних людях. Не сравнивайте его с другими детьми, с братом или сестрой.
Для успешной адаптации ребенка к школе ребенка, для того чтобы поступление ребенка в школу не явилось стрессом, ребенку важна и необходима поддержка родных. Наиболее успешно адаптируются дети, родители которых внимательны, умеренно требовательны, умеют прислушиваться к мнению и чувствам ребенка. Такие родители сочетают заботливость и контроль, признают их право на ошибку и при этом готовы оказать помощь, но не навязывают ее.
Самое главное для вас снизить свои амбиции, реально оценить возможности ребенка. Не надо вызывать у детей неврозы из-за ваших завышенных требований. Невротическое состояние сказывается на различных сторонах личности ребенка. Ваша критика и раздражение будут мешать развивать «комплекс неполноценности». Позднее в старших классах негативную самооценку бывает трудно исправить. Помните, что стойкий успех в учебе снижает интерес к учению и тогда ребенок начинает искать себя вне школы. Необходима ваша поддержка в овладении школьными навыками. Именно поддержка, а не выполнение его работы вами т.к. это не формирует самостоятельности и ответственности, волевые компоненты (произвольность поведения).
Способность управлять своим поведением понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможности длительное время выполнять не очень привлекательные задание, способность трудиться, делать то, что требует учеба, режим. Развитие дисциплины зависит от того, как ребенок воспринимает требования взрослого, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого. Способность управлять своим поведением включает в себя также: умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу, умение внимательно слушать говорящего и выполнять задания, предлагаемые в устной форме, умение планировать свою деятельность, умение ориентироваться на систему требований и т.д.(табл. С.35)
Рекомендации родителям:
Цели, которые ставят перед ребенком, должны быть не только понятны ребенку, но и приняты. Помогайте ребенку в достижении цели. Помогайте преодолевать трудности. Формируйте организационные умения поддерживать порядок, соблюдать режим дня. Цель - методы, средства – достижение – анализ. Немало важное значение имеет одобрение действий ребенка, показывайте, что всего его усилия приведут к поставленной цели.
Способность управлять интеллектуальными процессами (произвольностьинтеллектуальной сферой). Сформированность зрительного восприятия, умения действовать по образцу. Сформированность слухового восприятия (понимание и усвоение услышанного материала, умение удерживать при восприятии задания на слух в процессе деятельности). Произвольное зрительное и слуховое запоминание. Устойчивость и концентрация внимания. Логическое мышление, умение устанавливать закономерности, комбинаторные возможности мышления, а также определенный круг знаний и представлений ребенка об окружающем мире, умение объединять одним словом понятия одного ряда, умение называть слова противоположные по значению, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительно – моторной координации.
Большинство детей развиваются неравномерно, это значит, что одни умения, способности могут опережать других. Но в целом опережающее развитие не востребовано, наиболее успешны, оказываются дети с равномерным развитием. В настоящее время есть проблемы с вниманием у большинства воспитанников. Продолжительность их произвольности 20 минут. Внимание – важный процесс необходимый для обучения в школе. Оно связано с работоспособностью. Многие дети быстро утомляемы (это происходит из-за осложнений природах и др.). выделяют 2 вида:
классический (когда мы точно можем определить, что ребенок устал) – начинаем зевать, становимся сонливыми. Для этого просто надо дать время ему отдохнуть, или переключить на другую деятельность м.б. не такую монотонную.
о котором даже не задумываемся, что это тоже утомление, когда у ребенка наблюдается подвижность, чрезмерная активность. Чем больше устал, тем выше уровень подвижности. Когда ребенок реагирует на все внешние раздражители, его отвлекает даже мелкие шорохи. Что же делать? Нельзя заставлять сидеть тихо, нужно дать возможность выразить активность.
уход в мир фантазий при отсутствии интереса, скуки.
Конечно, при утомлении ухудшается переключение внимания (трудно следовать за мыслью учителя), распределение (при выполнении двух видов работы например: списывание), концентрации (пропускает мимо ушей информацию, ошибки при самостоятельной работе).
Рекомендации:
Проблемы с вниманием в первую очередь связаны с особенностями развития нервной системы и работы головного мозга. Если вы наблюдались у невропатолога. Если есть диагноз дефицит внимания, то необходимо понять принять эту проблему и конечно же необходима консультация врача.
Т.е. недостаток внимания оказывает влияние на зрительное и слуховое восприятие, ведь чтобы рассмотреть предмет нам необходимо обвести его взглядом, а из-за невнимательности не рассматриваются все признаки, маленькие детали и поэтому образ остается в памяти искаженный, неполный.
Недостаток зрительного восприятия вызывает плохое запоминание буквы, что приводит к ошибкам на письме.
Произвольное внимание === произвольностью поведения и волей т.к. чтобы ребенок мог поставить мысленно, а так же способы как эту цель достичь. Для этого необходимо, чтобы хорошо развито воображение и внутренний план деятельности (который зависит от памяти и речи). Т.к ребенку необходимо проанализировать информацию и запомнить ее.
Наверное, из моего рассказа вы поняли, насколько все процессы тесно переплетены между собой. Поэтому в настоящий момент важно определить т.е. трудности, которые встречаются и работать именно над ними, а не опережать развитие вашего ребенка. Пример: процесс овладения письмом, чтением очень сложен, в нем задействованы многие системы головного мозга. Должен:
запомнить зрительный образ (память, восприятие)
запомнить какому изображению соответствует определенный звук (слуховое восприятие).
понимать, что при письме и чтении звуки и буквы как бы нанизываются на бусы по очереди в строгой последовательности. Необходимо удерживать в памяти предыдущие ---- объединить их -----соотнести полученное сочетание звуков со смыслом и образом (мыслительные процессы, слуховое восприятии, память).
развитие мелкой моторики (чтобы изобразить).
необходима усидчивость, внимательность.
Рекомендации:
соблюдение режима дня и приучение к самостоятельному его соблюдению. Формирует произвольное поведение. 6-7 лет сон 12 часов, дом. задание 1 час, прогулка 3.5 часов.
основным видам деятельности, является игра, побуждает подчиняться правилам, слушать, формулирует свои мысли, приобретать адекватную самооценку.
развивающие игры. Опыт работы в школе показывает, что трудности в адаптации наблюдается именно у детей с недостатком произвольного поведения, не желание (снижение мотивации).
курсы:
«+» для тех детей которые имеют трудности в общении со взрослыми (2-3 минуты), привыкает к новой обстановке.
« - » учит ориентироваться не на игру, а на учебу.