Консультация для родителей "Профилактика заикания в дошкольном возрасте".
Консультация для родителей "Профилактика заикания в дошкольном возрасте".
Заикание – это нарушение темпа и ритма речи, связанное с судорожным состоянием органов артикуляции ребенка.
Заикание возникает обычно у детей дошкольного возраста, чаще всего между двумя и пятью годами, т.е. в период наиболее активного формирования речи. Какие же факторы способствуют возникновению заикания? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо хотя бы кратко рассмотреть ход речевого развития ребенка в норме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Профилактика заикания в дошкольном возрасте".»
Профилактика заикания в дошкольном возрасте.
Заикание – это нарушение темпа и ритма речи, связанное с судорожным состоянием органов артикуляции ребенка.
Заикание возникает обычно у детей дошкольного возраста, чаще всего между двумя и пятью годами, т.е. в период наиболее активного формирования речи. Какие же факторы способствуют возникновению заикания? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо хотя бы кратко рассмотреть ход речевого развития ребенка в норме.
Как правило, первые слова ребенка еще не отделимы от тех предметов, объектов, которые он чаще всего видит. Они имеют конкретное значение и тесно связаны с практической потребностью ребенка в них. При нормальном речевом развитии между первым и вторым годом происходит быстрое накопление словаря. Далее дети пытаются использовать предложения. И примерно до пяти лет происходит наиболее интенсивное развитие речи ребенка. В это время активно формируются речевые средства: ребенок накапливает словарь, овладевает фонетической системой и грамматическим строем. Несмотря на известную сформированность речевых средств, дети затрудняются в выражении собственного отношения к действительность посредством речи. В процессе формирования собственного высказывания они начинают повторять отдельные слоги и слова, как бы продлевая этим время отбора соответствующих языковых средств, необходимых для адекватного выражения мысли.
Поскольку отмеченное явление не что иное, как своеобразные трудности роста, типичные для определенного этапа развития детской речи, то по мере овладения детьми связной речью оно постепенно проходит.
Однако у части детей повторы слогов и слов, возникшие в период становления фразовой речи, закрепляются и переходят в мучительный недуг – заикание. Этому способствует то, что общение ребенка выходит за пределы конкретной ситуации, у него возникает необходимость дополнительных усилий в поиске и выборе языковых средств для передачи собственных мыслей, понятных для окружающих.
Установлено, что способность управлять собственной речью у ребенка прямо зависит от его поведения. В свою очередь поведение формируется на базе психической деятельности и зависит от состояния ЦНС (центральной нервной системы).
Заикание возникает преимущественно у тех детей, у которых отмечались неустойчивость поведения еще в доречевой период развития, что в свою очередь обуславливается особенностями развития ЦНС. Это объясняет, почему у детей, испытывающих в период интенсивного речевого развития различные психические травмы и эмоциональные перегрузки, не развивается заикание; и показывает, что одномоментное воздействие такой психотравмы, как испуг, не может считаться основной причиной возникновения заикания.
Иными словами, «почвой» или предрасполагающими причинами заикания являются:
- слабый тип нервной системы (холерик, меланхолик);
- соматическая ослабленность (на ее фоне ослабевает и деятельность ЦНС);
- леворукость (от 3 до 6 раз чаще при переучивании появляется заикание);
- наследственность (до 30 % заикание передается по наследству);
- поражения головного мозга (внутриутробные и полученные при рождении:
гипоксия, асфиксия, родовые травмы и инфекции).
«Толчком» или вызывающими причинами заикания могут быть:
- психотравмирующее воздействие: а) острое, одномоментное (например,
собака испугала); б) длительно действующее и слабое, но постоянное
(неправильное воспитание, конфликты);
- ускоренный темп речи окружающих (ребенок хочет говорить как
взрослый);
- подражание: произвольное (осознанное, ребенку нравится) со временем
переходит в непроизвольное.
Возникновению заикания способствует и чрезмерное чтение книг дошкольникам, рассчитанных на более старший возраст, заучивание прочитанного, использование в общении с детьми сложных слов и оборотов речи.
Появлению заикания может способствовать также чрезмерная опеко ребенка, которая тормозит формирование таких важных свойств личности, как активность и самостоятельность.
Что же делать родителям, если заикание появилось и что делать чтобы этого не произошло?
Устранить (если известно) причину возникновения заикания (скандалы, пьяный отец, контакт с заикающимся ребенком, перегрузки в режиме).
Обратиться к специалистам (неврологу, логопеду) и выполнять все их рекомендации по лечению (медикаментозное , физиотерапевтическое лечение и др.).
Соблюдать «режим молчания» 3-7 дней чтобы затормозить стереотип на заикающуюся речь. Играть в этот период в игры-молчанки, когда ребенок молча лепит, рисует, собирает мозаику, конструктор.
Соблюдать режим дня: подъем в 7-8 часов, водные процедуры (прохладный душ), еда – в одно и то же время, дневной отдых (не обязательно сон, прогулка со взрослыми (без детей); ночной сон в 20-21 час. Телевизор исключить (или разумный минимум – 1 раз в неделю днем), так как это утомляет и перевозбуждает ребенка; вечером исключить чтение «страшных» сказок.
Создать спокойную обстановку, набраться терпения.
Обеспечить рациональное питание, в пище не должно быть острого, кислого, соленого, горького, шоколада, кофе, т.к. возбуждающе действуют на ЦНС (все эти продукты легко заменяются), принимать витамины.
Приучать ребенка слушать спокойную музыку, петь с ним песни, танцевать под негромкую музыку (никакой громкой музыки).
Говорить с ребенком четко, плавно не отрывая одно слово от другого, не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
Эти же требования предъявляются и к чтению ребенку вслух – оно должно быть выразительным, с четкими смысловыми паузами и чуть растянутыми ударными гласными в словах.
Нужно не уставая читать одни и те же сказки, стихи, которые особенно нравятся ребенку, задавать простые вопросы по тексту, следить за спокойным, организованным ответом (тексты должны соответствовать возрасту).
Требования к поведению ребенка тоже должны соответствовать возрасту.
Наказывать детей, но не отправлять в темную комнату, не оставлять ребенка дома одного, а посидеть на стуле, лишить участия в игре.
Постоянно отмечать успехи в речи детей, но спокойно, тактично.
Во время игры важно научить ребенка одновременно с действием, проговаривать его. Например: «Я ставлю красный кубик на белый и т.п.».
В поле зрения ребенка должно быть 5-6 любимых игрушек и книжек.
Развивать мелкую моторику пальцев рук детей.
Учить детей счетным навыкам с целью отработки плавной, ритмичной речи, речевых пауз.
Можно посещать физкультурные занятия и спортивные секции (вместе с родителями), но не допускать соревнований, т.к. это стресс для ребенка.
Ограничить застолья.
При ребенке не употреблять слов «заикается», «заикание», т.к. это травмирует психику ребенка.
Следить, чтобы ребенок не подвергался дразнилкам (регулировать конфликты не кулаками, а убеждением).
Готовить детей к тому, что в жизни существуют не только добрые, но и злые люди и надо уметь достойно давать им отпор.
Таким образом, заикание устранимо, но лишь при тесном сотрудничестве врачей, логопедов, воспитателей и родителей.
Литература
Логопедия.//Под ред. Л.С.Волковой. – М., 1999.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.