Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия у дошкольников"
Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия у дошкольников"
В данной консультации предложены родителям дошкольников упражнения,способствующие профилактике плоскостопия. Так же дана информация о влиянии плоскостопия на общее здоровье ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия у дошкольников"»
П РОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Родители должны знать, что профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста необходима всем малышам. Подавляющее большинство детей рождается со здоровыми ногами. Задача родителей — сохранить это здоровье!
Формироваться стопа начинает, когда ребенок начинает ходить и чем старше он становится, тем отчетливее становится просвет свода стопы.
Если вы обнаружили хотя бы один из признаков, необходимо обратиться к врачу!
Почему стопа не плоская, зачем вообще нужен изгиб?
Арка равномерно распределяет вес тела по поверхности стопы и амортизирует ударную нагрузку на опорно-двигательный аппарат — в особенности это важно для позвоночника.
Нарушение анатомии стопы может привести к серьезным проблемам с позвоночником, нервной системой, опорно-двигательным аппаратом.
Плоскостопие формируется, если мышцы и связки ослаблены и не справляются с поддержкой костей в правильном положении. Поэтому необходимо тренировать мышцы ног.
В дошкольном возрасте, пока свод стопы формируется, вылечить плоскостопие можно без оперативного вмешательства.
В качестве профилактики и лечения начальной стадии плоскостопия нужно выполнять различные упражнения, разработанные, как для лечения плоскостопия, так и для его п редупреждения, делать массаж стоп, ходить босиком по различным неровным поверхностям.
Можно купить цельный массажный коврик, а можно выбрать коврик-пазл, который будет для ребенка и веселой игрой, и эффективной профилактикой патологии стоп. Коврики оснащены особой фактурой — неровностями по типу «Ракушки», «Галька», «Шипы» и так далее. Хождение и упражнения на квадратах с разными поверхностями-фактурами стимулирует различные активные точки стоп.
Если коврика нет, и средств на его приобретение тоже нет, напольный аппликатор можно сделать ребенку своими руками. Для этого подойдут и пуговицы, крышки, пробки губки, верёвочки, бусины и т.д. Необходимо сочетать разные по твёрдости и фактуре поверхности. Проявите фантазию и занятия будут не только полезные, но и интересные для вашего ребёнка.
Разминка на массажном коврике способны нивелировать вредное воздействие на детские ступни абсолютно ровных полов в наши квартирах – линолиума, ламината и ковролина. Передвижение по поверхности коврика имитирует так необходимую для физиологичного развития мышц малыша ходьбу по травке, гальке и песке. И если летом такой рельеф можно без проблем найти на улице, то с наступлением холодов выручит массажный коврик.
Лучшее место для коврика в доме – самое проходное.
Ходьба по массажным коврикам способствуют:
улучшению работы внутренних органов, т.к на стопах ног находится множество акупунктурных точек;
укреплению и улучшению работы мышц, связок стопы и голени;
снятию напряжения мышц;
улучшению кровообращения.
И все это – за несколько минут простейшей гимнастики в день!
В самом начале занятий рельефная поверхность может показаться непривычной для ног. Поэтому сначала нужно провести небольшую разминку:
- обычная ходьба по массажному коврику;
- ходьба по коврику приставным шагом (боком).
Затем постепенно в занятия вводятся упражнения на ортопедическом массажном коврике, которые отличаются предельной простотой и доступностью. С ними справятся даже малыши.
Упражнение 1.
Исходное положения – стоя, спина прямая. Ходьба по поверхности коврика вперед и назад. Назад начинайте двигаться, не разворачивая туловища. Со временем ребенок может помогать себе руками, подняв их в стороны, или, при желании, вверх. Рекомендуемая длительность – 2-3 минуты.
Упражнение 2.
Исходное положения – стоя, спина прямая. Поднятие на носочки. Легче это делать каждой ножкой по очереди. В идеале со временем малыш должен уметь ходить на носочках по коврику. Рекомендуемая длительность – 2-3 минуты.
Упражнение 3.
Исходное положение – стоя, спина прямая. Стояние на одной ноге, по очереди. Ручки в стороны или на поясе. Рекомендуемая длительность – 2-3 минуты.
- Упражнение 4.
Исходное положение – стоя, спина прямая. Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы. Рекомендуемая длительность – 2-3 минуты.
Упражнение 5.
Комплекс ребенок может закончить общеукрепляющим упражнением – пару минут свободно полежать на спинке. Бодрость на весь день гарантирована!
После таких усердных занятий проработанным мышцам и стопам необходима правильная опора, поэтому надо позаботиться о правильной обуви ребёнка. Малышам ортопеды рекомендуют выбирать модели со специальной стелькой и укрепленным задником.
Остается только вопрос: как сделать упражнения с ребенком регулярными?
Важно, чтобы ребенок каждый день выполнял упражнения, хотя бы по 20 минут. Это позволит избежать патологических отклонений в росте голеностопа и свода стоп.
Планируя занятия с детьми младшего возраста, необходимо понимать, что принуждать малышей к тренировкам нельзя. Так можно «отбить» у них желание заниматься. Главным аспектом при планировании комплекса лечебной физкультуры для малышей 3-7 лет является игра.
«Раскатаем тесто». Перекатывание палки/скалки ступнями одновременно/поочередно на платочке (тесто). Далее выполнить упражнение «Сделаем пирожок».
«Сделаем пирожок». Складывать платочек разными способами пальцами ног.
« Ходьба по канату». Ходьба приставным шагом (боком) по верёвке или палочке большого диаметра.
«Уборка». Разложить на полу мелкие предметы (детальки от конструктора, игрушки из киндера, карандаши, скомканые кусочки бумаги и т.д.) и попросить ребёнка помочь всё собрать
«Магазин».В одном месте положить мелкие игрушки. Задача – перенести игрушки пальцами ноги в коробочку. Расстояние не мене 1 метра.
«Рисование ногами».
«Ёжик».Катать массажный мячик ногами.
«Эвакуатор». На платочек ставится не тяжёлый предмет лучше машинку. Задача - за уголок передвигать платочек с предметом.
«Выложи узор». Задача - из мелких предметов пальчиками ног выложить узор на листе бумаги или одноразовой тарелочке.
«Камушки в воде». Понадобятся 2 таза с тёплой и прохладной водой. В таз с тёплой водой набросать камушки разного размера. Задача – перекладывать камушки пальцами ног из одного таза в другой. Выполняя данное упражнение, ребёнок ещё и закаляется.
«Спасатели». Для этого упражнения понадобится гимнастическая шведская стенка. На верхней ступеньке сажаем игрушку. Задача – добраться до игрушки и спуститься обратно.
Игры для профилактики плоскостопия
«Подъемный кран»
Д ети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево и произносят:
Я сейчас подъемный кран.
Он на стройке великан.
Груз тяжелый поднимает.
Как построить домик — знает.
«На водопой»
Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:
Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой топал слоненок. (Ходьба широким шагом.)
За мамой-лисицей крался лисенок. (Ходьба на носках.)
За мамой ежихой катился ежонок. (Ходьба на пятках.)
За мамой-медведицей шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)
«Топталки»
Сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50-70 см. Дети в носках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» они быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте.
Я бегу, бегу, бегу,
Н е споткнусь, не упаду!
А услышу «Стоп!»—
Сделаю топ-топ!
Для игры можно использовать дорожки.
«Юла»
Дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем.
Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.
«Трясина»
Дети идут по дорожке, не разводя носков (можно выложенной шнурами, по следам).
Здесь глубокая трясина,
Вся вода покрыта тиной.
Есть лишь узкая дорожка.
Я шагаю понемножку.
Осторожненько пойду
И трясину перейду.
«Собери ногами!»
По комнате раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собирают их в коробки.
Захвачу предмет стопой
И возьму его с собой:
Я несу, за ним слежу,
И в коробку положу.
«Зоопарк»
Детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.