kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей «Приобщение детей к народной культуре в семье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей «Приобщение детей к народной  культуре в семье»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Приобщение детей к народной культуре в семье»»

Консультация для родителей «Приобщение детей к народной культуре в семье»

Сартакова Олеся Николаевна, воспитатель, МДОАУ «Детский сад №37»

Карпенко Оксана Николаевна, воспитатель, МДОАУ «Детский сад №37»

Исмаилова Светлана Анатольевна, воспитатель, МДОАУ «Детский сад №37»

Библиографическое описание:

Сартакова О.Н., Карпенко О.Н., Исмаилова С.А. Консультация для родителей

«Приобщение детей к национальной культуре в семье»

//Вестник дошкольного образования №45(297) от 03.09.2024 URL: https://files.sba.ru/publ/vestnik-do/2024/297.pdf

Мы живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения.

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе национальной культуры.

В понимании каждого человека национальная культура – это национальная память

народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания,

позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

В дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную

землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость

народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.

Слово «традиция» - означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения

в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные

жанры устного народного творчества.

К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего

как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было

каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.

Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя природный

круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам построить свою работу с

детьми по естественному циклу, например: осень – сбор урожая, осенние праздники,

народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Одним из средств передачи традиции являются песни, сопровождающая человека всю

его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике в быту. Поэтому народные

песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские,

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

ВЕСТНИК дошкольного образования 119 ВЫПУСК № 45 (297) 2024

молодежные и т. д., по признаку содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т. д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, ритуальные

песнопения и т. д.

Народные игры. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт,

труд, устои. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных

эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит

обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, и педагоги, и

родители должны уметь использовать их в воспитательном процессе.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и

противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной,

казалось бы, не разрешимой ситуации. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со

сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания

каждого ребенка, несмотря на мобильность нашего времени.

Особое значение необходимо уделять русским пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в

них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Ни в

одном другом жанре фольклора жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до

смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего

общества, они духовно сплачивали народ.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни

было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под

сомнение само чувствование народа.

Чтоб в наше измененное компьютерными технологиями время сохранить национальную культуру в семье, необходимо следующее:

− приобщать детей к истокам русской народной культуры;

− создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений

детьми;

− Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты в работе с детьми:

1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными

праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие

наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

ВЕСТНИК дошкольного образования 120 ВЫПУСК № 45 (297) 2024

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном

народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,

трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных

народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к

образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них

национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость)

5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.

Необходимо проводить беседы о могуществе нашей страны, её богатстве, природе.

В заключении хочется отметить, что в ходе работы по приобщения дошкольников к

истокам русской национальной культуры особое внимание необходимо уделять знакомству дошкольников с тем, что много разных народов живет на родной земле. И все мы

такие разные. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. Очень важно ценить и

понимать других людей и учить этому своих воспитанников.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей «Приобщение детей к народной культуре в семье»

Автор: Калядина Инесса Вадимовна

Дата: 05.09.2024

Номер свидетельства: 655841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Консультация для родителей «Развитие детского творчества»"
    ["seo_title"] => string(58) "konsultatsiia_dlia_roditelei_razvitie_detskogo_tvorchestva"
    ["file_id"] => string(6) "534339"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1578077911"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Консультация для родителей по     инновационной деятельности. «Приобщение дошкольников к народной культуре. Праздник Пасхи. Вербное воскресение»"
    ["seo_title"] => string(139) "konsultatsiiadliaroditielieipoinnovatsionnoidieiatielnostipriobshchieniiedoshkolnikovknarodnoikulturieprazdnikpaskhivierbnoievoskriesieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302138"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457076115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Творческий проект «Новый год у ворот» для детей первой младшей группы"
    ["seo_title"] => string(68) "tvorchieskiiproiektnovyighoduvorotdliadietieipiervoimladshieighruppy"
    ["file_id"] => string(6) "285738"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454241499"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям Родины» "
    ["seo_title"] => string(156) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-narodnaia-ighra-kak-sriedstvo-formirovaniia-u-riebienka-chuvstv-soprichastnosti-traditsiiam-i-dukhovnym-tsiennostiam-rodiny"
    ["file_id"] => string(6) "117257"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412753842"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Консультация по инновационной деятельности для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_dlia_roditieliei_na_tiemu_priob"
    ["file_id"] => string(6) "406123"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491218520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства