Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Приобщение детей к народной культуре в семье»»
Консультация для родителей «Приобщение детей к народной культуре в семье»
Сартакова Олеся Николаевна, воспитатель, МДОАУ «Детский сад №37»
Карпенко Оксана Николаевна, воспитатель, МДОАУ «Детский сад №37»
Исмаилова Светлана Анатольевна, воспитатель, МДОАУ «Детский сад №37»
Библиографическое описание:
Сартакова О.Н., Карпенко О.Н., Исмаилова С.А. Консультация для родителей
«Приобщение детей к национальной культуре в семье»
//Вестник дошкольного образования №45(297) от 03.09.2024 URL: https://files.sba.ru/publ/vestnik-do/2024/297.pdf
Мы живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения.
Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе национальной культуры.
В понимании каждого человека национальная культура – это национальная память
народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания,
позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
В дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную
землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость
народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
Слово «традиция» - означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения
в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные
жанры устного народного творчества.
К традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было
каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
Детей необходимо знакомить с народным календарем. Он собрал в себя природный
круг всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам построить свою работу с
народное гулянье, за ней зима: Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица – проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.
Одним из средств передачи традиции являются песни, сопровождающая человека всю
его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике в быту. Поэтому народные
песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские,
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования 119 ВЫПУСК № 45 (297) 2024
молодежные и т. д., по признаку содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т. д., по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, ритуальные
песнопения и т. д.
Народные игры. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт,
труд, устои. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных
эмоций, обладающим великой воспитательной силой. В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит
обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, и педагоги, и
родители должны уметь использовать их в воспитательном процессе.
Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Мир в сказках показан многогранным и
противоречивым, но в них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной,
казалось бы, не разрешимой ситуации. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.
Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со
сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания
каждого ребенка, несмотря на мобильность нашего времени.
Особое значение необходимо уделять русским пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в
них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Ни в
одном другом жанре фольклора жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до
смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего
общества, они духовно сплачивали народ.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни
было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под
сомнение само чувствование народа.
Чтоб в наше измененное компьютерными технологиями время сохранить национальную культуру в семье, необходимо следующее:
− приобщать детей к истокам русской народной культуры;
− создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений
детьми;
− Из всего вышесказанного можно определить для себя следующие приоритеты в работе с детьми:
1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными
праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие
наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
ВЕСТНИК дошкольного образования 120 ВЫПУСК № 45 (297) 2024
2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном
народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных
народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к
образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью
4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них
национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость)
5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
Необходимо проводить беседы о могуществе нашей страны, её богатстве, природе.
В заключении хочется отметить, что в ходе работы по приобщения дошкольников к
истокам русской национальной культуры особое внимание необходимо уделять знакомству дошкольников с тем, что много разных народов живет на родной земле. И все мы
такие разные. У каждого свои обычаи, песни, сказки, предания. Очень важно ценить и
понимать других людей и учить этому своих воспитанников.