Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей по развитию речи»
Играем и развиваем грамматический строй речи
Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.
Из чего сделано? (С мячом.) Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «кожаные».
Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «У зайца какой хвост? Заячий».
Скажи наоборот. Взрослый предлагает малышу посмотреть на мальчика, который делал все наоборот. Мама его просит подойти – он отходит; мама просит убрать игрушки – он разбрасывает; скажет мама: «Повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит малыша представить, что бы сделал такой мальчик-«наоборот», если бы его попросили: встать, показать ладони, открыть рот, опустить руки, поймать мяч, согнуть руки, положить ручку, отодвинуть стул и т.п.
Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжать игру и попросить назвать «действия-наоборот» к предложенным действиям: подбежать, подплыть, взлететь, подняться, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, влить, ссориться, кричать, трудиться, зажечь, придвинуть, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и пр.
Бывает – не бывает. Взрослый просит внимательно слушать то, что он скажет. Если то, что он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает – покачать головой и промолчать. Затем взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов: кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Дом ходит. Лампа ходит. (И т.д.)
Подбери слово. Взрослый предлагает малышу внимательно слушать и выбирать для рыбки, лягушки и бабочки правильные, точные действия (глаголы). Рыбка: к камню (отплыла или подплыла); от берега (переплыла или отплыла); всю реку (всплыла или переплыла)? Бабочка к цветку (отлетела или подлетела); с ветку на цветок (облетела или перелетела); вокруг капусты (влетела или облетела); в комнату (подлетела или влетела)? Лягушка: к бревну (подпрыгнула или впрыгнула); на бревно (впрыгнула или выпрыгнула); с бревна (отпрыгнула или спрыгнула); от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула)
Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.
Перечисленные упражнения помогут развивать речь вашего ребенка, что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.