Консультация для родителей. Особый ребенок семье. Представления о социальной природе психики человека заставляют обратиться к поиску механизмов возникновения вторичных отклонений на самых ранних этапах развития ребёнка. Здесь, в контакте с матерью, ребёнок входит в мир субъектных отношений, знакомится с организацией мира и учится овладевать всем, что продвигает его к самостоятельной жизни - начиная от навыков самообслуживания, заканчивая речью. В раннем возрасте основным фактором благополучного психического развития ребёнка является его взаимодействие с матерью или другим близким взрослым. То есть без активного участия родителей даже самые качественные коррекционные мероприятия рискуют оказаться малоэффективными. Родители прежде всего должны иметь позитивное эмоциональное отношение к ребёнку и к себе в родительской роли: радость, интерес к действиям ребёнка, удовольствие от общения с ним, лёгкость в смене эмоций. "Неловкие" ситуации (например, когда ребёнок пытается расчесать свои волосы куклой) рекомендуется воспринимать весело, позитивно комментируя действия ребёнка. Критика должна носить позитивный характер. Родители должны принимать активное участие в реабилитации ребёнка: проводить с ребёнком много времени, серьёзно подходить к вопросам поиска специалистов, пользоваться рекомендациями специалистов, выполнять с ребёнком домашние задания. Родители должны стимулировать и поддерживать диалог с ребёнком, предлагать разнообразные игры и занятия, организовывать игру как поочерёдное (мать - ребёнок) выполнение действий. Матери реагируют высказываниями, прикосновениями, поглаживаниями, ласковыми похлопываниями на все инициативы и сигналы со стороны ребёнка, комментируют его состояние, настроение, действия, а также всё, что попадает в его поле зрения. Вокализации ребёнка, его жесты, игровые действия "отзеркаливаются". Ребёнок получает позитивную оценку, для него создаётся ситуация успеха. В общении с ребёнком нужно стремиться к позиции "на равных", уважать активность ребёнка, играть наравне с ним, строить из кубиков, кормить, купать кукол и т. д. Приветствуется постоянное совершенствование родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка. На сегодняшний день всё большее распространение получает новая модель психолого-педагогического сопровождения семьи "особого" ребёнка, которая помимо коррекционно-педагогической работы и поддержки ребёнка, а также просветительской работы с родителями, составляющими традиционную модель психолого-педагогического сопровождения, включает методы психологической помощи членам семьи "особого" ребёнка и практическое обучение родителей взаимодействию со своим ребёнком. |