Консультация для родителей «Особенности воспитание культурно –
гигиенических навыков у детей до 3 лет»
Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка,
а гигиенические навыки – это составная часть культурного поведения.
Привитие навыков гигиенического свойства детям является
обязанностью родителей.
Ребенок должен овладеть культурно-гигиеническими навыками, которые
составляют важную часть общей гигиенической культуры.
В возрасте 1,6 года ребенок уже самостоятельно может полностью
съедать жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке.
В возрасте 1,9 года ребенок может самостоятельно снимать ботинки,
туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, при этом предоставляя
ребенку посильную самостоятельность.
В возрасте 2 лет ребенок частично может самостоятельно одеваться,
взрослый при этом всячески должен поощрять ребенка, показывать
последовательность и предоставлять ему самостоятельность в
действиях.
Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков у
детей 2-3 лет:
1. Приучать есть аккуратно.
2. Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой,
после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
3. Держать ложку в правой руке
4. Пользоваться салфеткой
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под
руководством взрослых – родителей, воспитателя.
С двух лет надо предоставить ребенку возможность умываться самому.
Чтобы малыш стал осознавать последовательность действий,
составляющих навык, взрослый должен показать ее и назвать словом.
Когда ребенок начинает мыться, следует объяснить важность и нужность
выполнения каждого действия; нельзя сильно открывать кран, чтобы
вода не полилась на пол; показать ему, как пользоваться мылом, как
намылить руки, чтобы образовалась пена, взрослый обращает его
внимание на то, какими грязными были его руки и какими они стали
после того, как их помыли.
Во время мытья рук ребенку надо сказать, что вода теплая, можно
применить художественное слово, например:
«УМЫВАЕМСЯ»
НОСИК, НОСИК! ГДЕ ТЫ НОСИК?
РОТИК, РОТИК! ГДЕ ТЫ РОТИК?
ЩЕЧКА, ЩЕЧКА! ГДЕ ТЫ ЩЕЧКА?
БУДЕТ ЧИСТЕНЬКАЯ ДОЧКА.
Привыкнув мыть руки перед едой, он сам будет заботиться о чистоте
своих рук и направится к умывальнику, как только услышит о том, что
надо кушать. При этом выполнение действий сопровождается чувством
удовольствия, окрашивается положительными эмоциями.