Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»»
Консультация для родителей «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
По статистике, наиболее распространенными причинами, создающими угрозу жизни и здоровью детей, являются несчастные случаи. В дошкольном возрасте, дети, обладая неумеренным любопытством, энергией и воображением, очень часто попадают в весьма серьезные ситуации. Дети не могут точно оценить последствия своих исследований. Дошкольники, как правило, очень сильно хотят узнать «что будет, если…», при этом возникновения опасности для своей жизни и здоровья они не могут предположить. Дети заведомо уверены, что любые их действия это, нормально. Их интерес к повседневным вещам, которые «еще вчера» не притягивали внимания к себе, могут закончиться плачевно. По неутешительным данным, пострадавших детей в результате несчастных случаев в домашних условиях ежегодно регистрируется несколько сотен тысяч случаев. Почему происходят несчастные случаи? Оставленные без надлежащего присмотра дети становятся угрозой для себя. В современной жизни у взрослых большое количество обязанностей, задач, которые надо выполнить, одновременно присматривая за детьми. Предоставленные сами себе даже на несколько минут, ребятишки способны устроить «катастрофу». Ведь они не осознают, что могут навредить себе, у них нет еще жизненного опыта.
Предотвращение несчастных случаев: Чтобы ваш ребенок, а если он не один, то риск возникновения опасных ситуаций увеличивается многократно, не создал себе угрозу здоровью, а то и жизни, необходимо провести ревизию доступных для малыша мест. Присядьте на корточки и посмотрите с его роста на все окружающее пространство. Включенный в розетку электрический чайник – очень частый источник ошпаривания кипятком детей. На плите сверкают крышечки и ручки посуды, а рядом стоит стул. Он со 100 % гарантией будет пододвинут к плите, чтобы посмотреть, что там происходит. Даже если до этого времени, ваш ребенок никогда не залезал на стул, именно в момент отсутствия взрослых рядом, это произойдет. Этот же стул может оказаться и рядом с тумбочкой, в ящике которой находятся такие притягательные вещи: гвозди, шурупы, отвертки. Все это малыш может сунуть в рот, наколоться. А уж сколько эл. ожогов от попадания гвоздей в отверстия электрических розеток происходят с малышами ежедневно! Не говоря уж об электротравмах от удлинителей, которых в каждом доме не мало. Откройте шкафчики с бытовой химией и прочими «интересными» красивыми бутылочками. Химические ожоги у детей совсем не редкость.
Алкоголь, сигареты, лекарства – все это угроза жизни и здоровью ребенка. Игры малыша в бабушку, которая на ночь пьет таблетки, или папу, пьющего пиво перед телевизором, приводит его в реанимацию. Не надейтесь, что открыть что-то детям не под силу, их изобретательность и фантазия не знают границ. Задача взрослых в первую очередь убрать из зоны доступности (в том числе со стула или подоконника, стола, тумбочки) малыша любые вещи, которые можно опрокинуть, вылить на себя, засунуть куда-нибудь (гвоздь в розетку, горох в нос, проглотить иголку и пр.), съесть или выпить, а также спички, которые только в наших руках плохо зажигаются. Жизнь и здоровье вашего ребенка зависят в первую очередь от вашей предосторожности и перестраховки.
Точные инструкции – залог безопасности детей. Большая часть дошкольников, в силу своего возраста и развития выполняют четко поставленные инструкции. Значит нужно подробно объяснить детям, что надо делать в определенных ситуациях и следить за их соблюдением. Ведь задача родителей, не только в том, чтобы спасти и защитить, но и в том, чтобы подготовить малышей к различным нестандартным, сложным, а зачастую и опасным жизненным ситуациям.
Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес и номер телефона. Затем четко определите для ребенка «свой-чужой». Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляется). Особенно обратите его внимание на то обстоятельство, когда чужой человек предлагает ему поймать птичку, дать шоколадку или покатать на машине. Объясните малышу, что так поступают только плохие люди, они хотят зла детям. А есть еще свои: мама, папа, бабушки, дедушки и т.д. и просто знакомые: соседка, которая приходит в гости к бабушке, подруга мамы, друзья папы или старшего брата, воспитатели детского сада и т.д. Разъясните ему, если он остался дома один, кому можно открывать двери, а кому нельзя. Для закрепления понимания ребенком кто является «своим», кто «чужим», а кто «знакомым», предложите ему нарисовать их на отдельных рисунках. Заострите внимание на том, что «знакомые», это тоже не «свои» и открывать им двери или соглашаться пойти с ними погулять или покататься нельзя. Распределив по «классам» людей, ребенок точно усвоит, кто из них к какой категории относится.
Еще один аспект угрозы жизни – возникновение пожара. Ребенок должен четко знать, что не надо делать в этом случае: прятаться под стол, в шкаф или под кровать, в кладовку. Если он не один дома, а в помещении начался пожар или сильный дым, ему следует тут же звать взрослых. Если он сам может открыть дверь на площадку или на улицу – дверь надо открывать и звать на помощь громким криком. Ведь со взрослым тоже может случиться беда и действия малыша могут спасти не только его самого, но и взрослого. А уж если ребенок один в квартире, то при возможности надо открывать окно или балкон и звать на помощь, а еще лучше выбегать на площадку или улицу.
Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу, вам необходимо несколько раз пройти с ним весь маршрут, отмечая все потенциально опасные места. Договоритесь с ребенком, что он всегда будет ходить только таким маршрутом, никогда не отклоняясь от него, за компанию с друзьями или срезая путь через безлюдное место. Объясните ему всю опасность таких изменений.
Если вы решили, что ваш ребенок может гулять сам во дворе или кататься на велосипеде там, также проверьте всю территорию и места, где можно кататься. Ведь кроме различных темных закоулков, во всех дворах полно автомобилей. И даже самый внимательный водитель может совершить наезд, если маленький велосипедист попадет в «слепую зону видимости». Ребенок должен запомнить следующие правила. 1. Не выходить на улицу без взрослых. 2. Не играть на тротуаре около проезжей части. 3. Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. 4. Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей. 5. Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых, детям старшего дошкольного возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они могут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. 6. Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым. 7. Хорошо знать ориентиры в районе своего дома. 8. Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов. 9. Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь. 10. Не привлекать к себе внимания вызывающей манерой поведения.
Уважаемые родители! Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом. Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво. Создавайте игры на виденные дорожные ситуации, предлагайте малышу самому вас провести в детский сад и обратно, это позволит ему лучше запомнить дорогу.