Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Нарушение чтения и письма у детей - одна из причин школьной неуспеваемости"»
Консультация учителя – логопеда для родителей
Тема: «Нарушение чтения и письма у детей –
одна из причин школьной неуспеваемости»
Подготовила учитель – логопед Моргунова И.М.
«Нарушение чтения и письма у детей –
одна из причин школьной неуспеваемости»
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Письмо и чтение - базовые школьные навыки. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление.
Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой бывает большее или меньшее количество ошибок.
Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляют обратиться к истокам проблемы, т.е. к дошкольному детству.
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна.
Практика работы учителя-логопеда в школе показывает, что многие первоклассники испытывают затруднения в звуковом анализе слов и фонематическом восприятии звуков. Своевременное выявление этих затруднений и анализ причин поможет предупредить трудности обучения в школе.
Для определения уровня развития фонематического восприятия можно предложить детям следующие задания:
- Найти среди предложенных Вами картинок те, в названии которых есть заданный звук (например, звук З).
Возможные ошибки детей:
- находят только картинки, в которых звук стоит в начале слова и не выделяют звук в середине слова;
- не дифференцируют (не различают) звуки из одной группы (например, из группы «свистящих», то есть выделяют все картинки, в которых есть звуки З, С, Ц, вместо картинок со звуком З);
- не понимают смысла задания, выделяют картинки беспорядочно, либо не выделяют вообще.
Предполагаемые причины ошибок:
- несформированность фонематического слуха;
- нарушения звукопроизношения (особенно, если встречаются замены одних звуков на другие).
Трудности обучения в школе, к которым может привести несформированность фонематических процессов:
Происходит нарушение письма: дети в письменной речи путают буквы по артикуляционно-акустическому сходству. Наиболее часто встречаются замены звонких и глухих парных согласных, замены шипящих звуков свистящими, например, Ш-С и т.д. Эти ошибки могут носить стойкий характер, тогда за помощью следует обратиться к учителю - логопеду.
Для выявления степени овладения звуковым анализом предлагается задание: на листе нарисованы картинки, под каждой есть окошечко, в котором нужно нарисовать столько кружков, сколько звуков в названии каждой картинки (слова из 3 и 4 звуков). Перед выполнением этого задания вместе с ребенком считаем звуки в названии какого-нибудь подобного слова. Затем ребенок работает самостоятельно.
Возможные ошибки детей:
- при счёте пропускают гласные звуки и считают только согласные;
- считают вместо звуков слоги;
- путают понятия «слово» и «звук» и считают слова.
Предполагаемые причины ошибок:
- у детей не сформированы понятия «слово», «слог», «звук»;
- дети неправильно называют звуки, например «БЭ», вместо «Б», поэтому они не слышат гласных звуков, а считают их вместе с предыдущим согласным звуком.
Трудности обучения, к которым может привести несформированность звукового анализа:
- пропуски букв на письме и при чтении (впоследствии могут перерасти в дисграфические и дислексические ошибки);
- перестановки букв на письме и при чтении;
- вставки лишних букв на письме и при чтении.
Уважаемые родители, если Ваш ребёнок справляется со всеми предложенными заданиями, это значит, что у него хорошие предпосылки для овладения чтением и письмом. Если же у ребёнка есть затруднения, не отчаивайтесь! Проанализируйте причины и позанимайтесь с ним перед поступлением в школу.
Поиграйте с ребёнком в следующие игры:
- Хлопни в ладоши, если услышишь в слове заданный звук (например, звук Д: дорога, тумбочка, подарок и т.д.);
- Запомни все слова с заданным звуком, которые встретятся тебе в рассказе, который я прочитаю;
- Добавь недостающий звук, чтобы получились слова (например, звук К: ма…К, ба…К, ра…К и т.д);
- Назови одинаковый звук в словах (например, ложка, пила, лыжи);
- С какого звука начинаются слова (например, банка, букет, бабушка) и т.д.;
- Посчитай, сколько звуков в твоём имени;
- Придумай слово, которое начинается с заданного звука;
- Определи, в каком слове больше звуков (например, слова волк и жук);