kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Нарушение чтения и письма у детей - одна из причин школьной неуспеваемости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема нарушений чтения и письма - одна из актуальных для школьного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Нарушение чтения и письма у детей - одна из причин школьной неуспеваемости"»



Консультация учителя – логопеда для родителей

Тема: «Нарушение чтения и письма у детей –

одна из причин школьной неуспеваемости»





Подготовила учитель – логопед Моргунова И.М.

«Нарушение чтения и письма у детей –

одна из причин школьной неуспеваемости»



В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Письмо и чтение - базовые школьные навыки. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление.

Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой бывает большее или меньшее количество ошибок.

Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляют обратиться к истокам проблемы, т.е. к дошкольному детству.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна.

Практика работы учителя-логопеда в школе показывает, что многие первоклассники испытывают затруднения в звуковом анализе слов и фонематическом восприятии звуков. Своевременное выявление этих затруднений и анализ причин поможет предупредить трудности обучения в школе.

Для определения уровня развития фонематического восприятия можно предложить детям следующие задания:

- Найти среди предложенных Вами картинок те, в названии которых есть заданный звук (например, звук З).

Возможные ошибки детей:

- находят только картинки, в которых звук стоит в начале слова и не выделяют звук в середине слова;

- не дифференцируют (не различают) звуки из одной группы (например, из группы «свистящих», то есть выделяют все картинки, в которых есть звуки З, С, Ц, вместо картинок со звуком З);

- не понимают смысла задания, выделяют картинки беспорядочно, либо не выделяют вообще.

Предполагаемые причины ошибок:

- несформированность фонематического слуха;

- нарушения звукопроизношения (особенно, если встречаются замены одних звуков на другие).

Трудности обучения в школе, к которым может привести несформированность фонематических процессов:

Происходит нарушение письма: дети в письменной речи путают буквы по артикуляционно-акустическому сходству. Наиболее часто встречаются замены звонких и глухих парных согласных, замены шипящих звуков свистящими, например, Ш-С и т.д. Эти ошибки могут носить стойкий характер, тогда за помощью следует обратиться к учителю - логопеду.

Для выявления степени овладения звуковым анализом предлагается задание: на листе нарисованы картинки, под каждой есть окошечко, в котором нужно нарисовать столько кружков, сколько звуков в названии каждой картинки (слова из 3 и 4 звуков). Перед выполнением этого задания вместе с ребенком считаем звуки в названии какого-нибудь подобного слова. Затем ребенок работает самостоятельно.





Возможные ошибки детей:

- при счёте пропускают гласные звуки и считают только согласные;

- считают вместо звуков слоги;

- путают понятия «слово» и «звук» и считают слова.

Предполагаемые причины ошибок:

- у детей не сформированы понятия «слово», «слог», «звук»;

- дети неправильно называют звуки, например «БЭ», вместо «Б», поэтому они не слышат гласных звуков, а считают их вместе с предыдущим согласным звуком.

Трудности обучения, к которым может привести несформированность звукового анализа:

- пропуски букв на письме и при чтении (впоследствии могут перерасти в дисграфические и дислексические ошибки);

- перестановки букв на письме и при чтении;

- вставки лишних букв на письме и при чтении.

Уважаемые родители, если Ваш ребёнок справляется со всеми предложенными заданиями, это значит, что у него хорошие предпосылки для овладения чтением и письмом. Если же у ребёнка есть затруднения, не отчаивайтесь! Проанализируйте причины и позанимайтесь с ним перед поступлением в школу.

Поиграйте с ребёнком в следующие игры:

- Хлопни в ладоши, если услышишь в слове заданный звук (например, звук Д: дорога, тумбочка, подарок и т.д.);

- Запомни все слова с заданным звуком, которые встретятся тебе в рассказе, который я прочитаю;

- Добавь недостающий звук, чтобы получились слова (например, звук К: ма…К, ба…К, ра…К и т.д);

- Назови одинаковый звук в словах (например, ложка, пила, лыжи);

- С какого звука начинаются слова (например, банка, букет, бабушка) и т.д.;

- Посчитай, сколько звуков в твоём имени;

- Придумай слово, которое начинается с заданного звука;

- Определи, в каком слове больше звуков (например, слова волк и жук);




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Моргунова Ирина Михайловна

Дата: 30.10.2023

Номер свидетельства: 639049

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Речевая готовность ребенка к школе."
    ["seo_title"] => string(42) "riechievaia_ghotovnost_riebienka_k_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "349022"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476386513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства