kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Как дошкольнику подружиться со временем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной консультуции даются рекомендации родителям дошкольников по ознакомлению детей с временем. Приводятся примеры игр,методов,какие можно использовать родителям для обучения детей ориентировке во времени: времена года, части суток, дни недели, месяцы и умение определять,который час.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Как дошкольнику подружиться со временем"»

К ак дошкольнику подружиться со временем.

Время – одна из трудных для изучения величин. Временные представления у детей развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин.

Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, смена времени года, повторяемость режимных моментов в жизни ребенка – все это формирует временные представления. Однако как временная последовательность событий (что было раньше, что позже), так и особенно представление о продолжительности событий усваиваются детьми с большим трудом. Типичными являются ошибки детей в установлении последовательности событий (например, дети смешивают понятия «вчера» и «завтра»).

Для ознакомления с этими понятиями можно использовать картинки с изображениями каких – либо последовательных действий или явлений: рост и развитие растения или животного; последовательные действия по изготовлению чего – либо (росла пшеница, потом ее скосили, обмолотили, перемололи, сделали тесто, испекли хлеб и так далее).

Сначала рассматривайте картинки, рассказывайте ребёнку о том, что нарисовано, потом просите его рассказать, что бывает сначала, а что потом в том или ином случае.

После прочтения сказок вместе разыгрывайте их, используя игрушки, следя за тем, чтобы ребёнок не путал порядок действий.

Для знакомства детей с названиями дней недели и их последовательностью можно напевать их на какой-то простой и понятный мотив или использовать стихотворение или считалочку. Можно нарисовать макет недели в виде к руга, где названия дней недели следуют друг за другом по часовой стрелке. Рекомендуется сделать стрелку из картона, которую мама вместе с ребенком может передвигать ежедневно, показывая, какой именно день сегодня. Можно сделать не просто стрелочку, а лепестки или звездочку, на лучах которой будут написаны слова «позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра». На луче, который обозначает «сегодня» можно поместить какую-нибудь метку, чтобы можно было легко его находить.

Начните занятия по этой табличке в один из понедельников. Каждый день с утра передвигайте «стрелку», напоминая ребенку, что «день, да ночь, сутки прочь». Скажите, что наступил следующий день, назовите этот новый день его «именем» (вторник, среда и т. д.). Скажите, что день, который наступил, кроме своего имени имеет еще и название «сегодня». А день, который кончился, называется «вчера» и т.д. Постепенно, день за днем пройдите и закрепите остальные названия и понятия.



У добнее пользоваться календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Покажите, как на нем изображаются дни, недели и месяцы. Расскажите, что люди договорились промежутки времени размером в один месяц называть своими «именами», чтобы удобнее было ориентироваться в году. Конечно же, добавьте, что год составляют 12 месяцев.



Расскажите, с какого именно месяца начинается год. Для того, чтобы ребенок лучше запомнил, в каком порядке месяце сменяют друг друга, пойте их названия (на простой знакомый мотив). Можете еще добавить в «песенку» слова «зимние месяцы», «весенние месяцы» и так далее. Раскрасьте разными цветами месяцы по сезонам в к алендаре. Прочитайте малышу сказку «12 месяцев». Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на основные признаки сезона, на поведение животных в природе, на состояние растений, на труд людей. Рассказывайте, что бывает сначала, а что потом:сначала тает снег, потом начинает расти трава,сначала появляются почки, потом листья и цветы и т.д.

Расскажите ребенку, что сезоны повторяются один за другим, что всегда после осени бывает зима и так далее, что за один год проходят все четыре сезона. Вам могут пригодиться картинки с изображением сезонов, дополнительных символов (снежинка, дождик и прочее), картинок (санки, зонтик и прочее) и слов (тепло, холодно, жарко). Спросите ребенка, когда что бывает и когда что бывает людям нужно. Попросите разместить слова или изображения около картинок, иллюстрирующих сезоны года.

Понятие о сутках раскрывается через близкие детям понятия о частях суток – утро, день, вечер, ночь (или день с утра до вечера и ночь). Кроме того, опираются на представление временной последовательности: вчера, сегодня, завтра. Детям предлагают перечислить, чем они были заняты от вчерашнего утра до сегодняшнего утра, что будут делать начиная с сегодняшнего вечера и до завтрашнего вечера и т. п. «Такие промежутки времени, - сообщает взрослый, - называют сутками».

Расскажите ребёнку, что когда – то не было ни электронных, ни механических часов. Для измерения отрезков времени люди пользовались солнечными часами, песочными, водяными, другими незамысловатыми приборами. Потом человечество научилось делать часы, подобные современным. Сначала это были огромные - башенные часы. Потом часы становились меньше, появлялись новые технологии…



Но некоторые из нехитрых приспособлений прежних веков живы до сих пор. Например, песочные часы.Купить простейшие песочные часы можно в аптеке. Они бывают на одну, три, пять минут.

Понять и узнать, что можно успеть сделать за минуту: сможет ли ребёнок одеться на прогулку за одну минуту? Летом? Зимой? Заправить постель? Сделать себе бутерброд? Сложить «паззл» из 24 кусочков?

Сколько ребёнок успеет сделать за одну минуту: нарисовать палочек в тетради в клеточку, угадать загадок, присесть и встать, подпрыгнуть на одном месте.

Придумывайте подобные задания в зависимости от возраста и возможностей ребёнка, если детей двое можно устроить небольшое соревнование (чтобы младший не обижался, давайте задания разной сложности – по возрасту) .

То же самое, но за три, пять минут.

П редложите ребёнку выяснить, закипит ли чайник за одну минуту, за три. Половина чайника?

Наберётся ли полная ванна воды (используйте самый сильный напор) за три минуты? За пять? И так далее.

В результате регулярной, целенаправленной работы временные представления у детей будут формироваться своевременно и гармонично.

Дни недели

Среди дней любой недели
Первым будет ПОНЕДЕЛЬНИК.
День второй за ним пошел,
Это ВТОРНИК к нам пришел.

Нам не деться никуда...
Третий день всегда СРЕДА.
Он четвертый там и тут,
Этот день ЧЕТВЕРГ зовут.

В череде рабочих дней
Пятый ПЯТНИЦА теперь.
Вся закончена работа
День шестой всегда СУББОТА.

День седьмой?
Его мы знаем:
ВОСКРЕСЕНЬЕ, – отдыхаем!

 Муха-чистюха

Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ
В отличном клубничном варенье.
В ПОНЕДЕЛЬНИК — в вишневой наливке,
Во ВТОРНИК — в томатной подливке,
В СРЕДУ — в лимонном желе,
В ЧЕТВЕРГ — в киселе и смоле.
В ПЯТНИЦУ — в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В СУББОТУ, помывшись в чернилах,
Сказала: — Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!


Для закрепления ребенком успехов в математике обязательно научите его разбираться, который настал час.
С приходом ребенка в школу для него начинают особую роль играть временные указатели. Мама будит его поутру словами «пора вставать», торопит с завтраком — «а то опоздаешь», волнуется, ожидая из школы, а дома встречает вопросом «почему вас задержали?» Часы учебы ребенка подчинены школьному звонку. Во время урока он ни за что не подаст голос раньше, чем хотелось бы, зато и не удлинит веселую перемену.

З наете, какая народная загадка существует про часы: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу — когда обедать, когда спать, когда учебу начинать». Очень точная загадка, все детали в ней подмечены. Пошел ребенок в школу — должен научиться сам, без посторонней помощи, определять, который настал час. Пора уроки делать или время спать ложиться. Задача родителей — показать дошкольнику, как ориентироваться по циферблату, ведь такое познавательное приобретение станет насущно необходимым в течение всей жизни.
Обучить этому несложно — типовые циферблаты есть в каждом доме.

Сначала выясните, умеет ли ребенок считать до двенадцати и знает ли он цифровые обозначения каждого из чисел. Закрепите эти знания, указав на циферблате каждое число. Пусть ребенок вместе с вами вслух посчитает до двенадцати, переставляя палец от числа к числу. Посмотрите, сколько часов имеется в вашем доме, каковы их внешние различия и предназначение — ручные, настенные, будильник и т.д.


Затем расскажите о назначении стрелок. Короткая  (маленькая) стрелка показывает, как движутся часы, эта стрелка чуть потолще своей подружки. А длинная (большая)  стрелка — минутная. У каждых часов есть свои звуки — они тикают, звенят, попискивают, наконец, бьют. Пусть ребенок попытается передать голосом механические звуки часов.


Объясните, что на циферблате расположены указатели двенадцати часов. А каждый час отдельными черточками разделен на 60 минут. Часы и минуты показываются разными стрелками — большой и маленькой. То, что часовая стрелка - маленькая, а минутная — большая, принято на любых часах во всем мире — и на крошечных наручных. Кроме того, все часы в мире ходят в одном н аправлении. Есть даже такое выражение — двигаться по часовой стрелке, то есть ходить по кругу так, как действительно ходят стрелки— указатели времени. Понаблюдайте за часами, пусть ребенок убедится, что маленькая стрелка двигается медленно, а минутная ее обгоняет. Пока часовая проходит расстояние от одной цифры к другой, большая успевает обежать целый круг.

Начать обучение восприятию часового циферблата лучше с наблюдения за движением часовой стрелки. К примеру, если маленькая часовая стрелка находится на цифре восемь, это означает восемь часов утра — пора идти в школу. Если на цифре двенадцать - то пора возвращаться из школы домой и так далее. А если стрелка расположена на переходе от одной цифры к другой, значит и время находится на переходе от одного часа к другому. Поиграйте с ребенком в своеобразную игру — в течение дня несколько раз спросите его: «Который час?». Если ребенок не знает пока чисел до ш естидесяти, пусть он не называет вам, сколько минут показывает минутная стрелка, а говорит лишь, сколько часов показывает часовая. А про минутную стрелку он может говорить, сообщив ее местонахождение — на какой цифре она расположена. Постепенно с практикой придет навык определения времени по циферблату.


Изображение часов можно нарисовать, причем стрелки на них хорошо сделать движущимися, прикрепив в центре на кнопку, кусок проволоки или винтик с гаечкой.


С умом играем — знаний набираем. А вот с приобретением настоящих наручных часов для первоклассника лучше не торопиться - они будут отвлекать его внимание от других более прозаических моментов урока



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для родителей "Как дошкольнику подружиться со временем"

Автор: Сотникова Наталья Семеновна

Дата: 04.04.2023

Номер свидетельства: 628985

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "Пора в школу"
    ["seo_title"] => string(13) "pora-v-shkolu"
    ["file_id"] => string(6) "265358"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1449923246"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "проект "Коррекция тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(90) "proiekt-korriektsiia-trievozhnosti-i-strakhov-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "315149"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459842828"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства