Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики"»
Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики"
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Мы подробно остановимся на одном из аспектов развития дошкольника: развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо это сложный навык включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга, неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики зрительного восприятия, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Родителей должно насторожить если ребенок, активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей нарисует вам вместо окружности овал. Окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движении руки должна стать важной частью подготовки к школе
Мы предлагаем вашему вниманию комплекс игр и упражнений которые помогут малышам подготовиться к овладению навыком письма, развить ручные умелости.
разминать пальцами пластилин, глину
катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики
сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).
барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку
наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль)
рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т.д.).
снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире, чистить мандарины.
Кистями рук делать «фонарики»
Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
помогать сматывать нитки или веревку в клубок
перебирать крупу
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Список используемой литературы:
Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г, Щербинина С.В - Популярное пособие для додителей и педагогов -Развиваем руки–чтоб учиться и писать, и красиво рисовать; 1998 г