Консультация для родителей «играем пальчиками – развиваем речь.»
Консультация для родителей «играем пальчиками – развиваем речь.»
«Рука продолжение мозга»
Нитше.
Речевое развитие.
В области речевого развития особую роль выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, работа с мелкими деталями в мозаике, работа со штриховками, а также артикуляционные упражнения. Ребенок более быстро и эффективно справляется с работой по коррекции речевых нарушений. Развитие мелкой моторики стимулирует и речевое развитие, при этом ребенок свободно вступает в беседу, рассуждает по заданной теме и может обсуждать то или иное художественное произведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «играем пальчиками – развиваем речь.»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ.»
«Рука продолжение мозга»
Нитше.
Речевое развитие.
В области речевого развития особую роль выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, работа с мелкими деталями в мозаике, работа со штриховками, а также артикуляционные упражнения. Ребенок более быстро и эффективно справляется с работой по коррекции речевых нарушений. Развитие мелкой моторики стимулирует и речевое развитие, при этом ребенок свободно вступает в беседу, рассуждает по заданной теме и может обсуждать то или иное художественное произведение.
В настоящее время все больше и больше детей с нарушением в речевом развитии. Если у ребенка имеется нарушение произношения, значит, в дальнейшем он может столкнуться с трудностями при чтении и письме. Наша с вами задача помочь детям преодолеть речевые нарушения.
Давно уже доказали, что высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка позволяет говорить о высоком уровне развития у него памяти, внимания, умения логически рассуждать, связно говорить. Вы, уважаемые родители, можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не может донести в ладошке воду до лица, разливает её, то, значит, у него отстает развитие мелкой мускулатуры. Если после 5 лет ребенок затрудняется в выполнении упражнения «ладонь – кулак – ребро», то это тоже говорит об определенных нарушениях. Обнаружив это, не огорчайтесь, но и не оставляйте ребенка, надеясь, что со временем он догонит сверстников. Это мнение ошибочно. Ребенку нужна ваша помощь. Поиграйте с ним в игры и упражнения для развития мелкой моторики, поиграйте в пальчиковые игры.
Слабую руку дошкольника можно и нужно развивать.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы - родители помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (т. к. при этом происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Желательно при выполнении каждого упражнения стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполняются как правой, так и левой рукой.
В книге «Играем пальчиками – развиваем речь» автор В. В. Цвынтарный, Москва, Центполиграф, 2002 г. есть уникальный, но простые «эффективности игровые упражнения для пальцев улучшающих речь ребёнка». 1.Флажок.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
(Четыре пальца вместе, большой опущен вниз.
Тыльная сторона ладони к себе) 2. Лодка.
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро,
большие пальцы прижаты к ладоням «как ковшик») 3. Очки.
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела
(Большой палец правой и левой руки вместе
с остальными образуют колечко. Колечко поднести к глазам) 4. Грабли.
Предлагаю вашему вниманию еще некоторые пальчиковые игры, которые пользуются у детей особым интересом:
«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулач-
Продает она орешки. ками друг о друга попеременно.)
Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику,
Воробью, синичке. начиная с большого.) Мишке толстопятому, Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями и
Кому в зобок, удары кулачками.)
Кому в лапочку.
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Есть игрушки у меня: (Хлопают в ладоши и ударяют кулач-
ками друг о друга попеременно.)
Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках.)
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран —
Настоящий великан.
Сколько вместе? (Хлопают попеременно в ладоши
Как узнать? и ударяют кулачками друг о друга.)
Помогите сосчитать!
«ИГРУШКИ»
Работа над темпом и ритмом речи
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в
Куклы Катины сидят: ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все
И веселый Чиполлино, пальчики.)
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно
пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в
Мы игрушки сосчитать. ладоши и стучат кулачками.)
«МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики по одному.)
пять,
Мы во двор пришли («Идут» по столу указательным и
гулять. средним пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками («Крошат хлебушек» всеми
кормили, пальчиками.)
С горки мы потом (Ведут указательным пальцем правой
катались, руки по ладони левом руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то
одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой (Отряхивают ладошки.) пришли.
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)
«Варим суп»
Хозяйка однажды с базара пришла. (Шагаем пальчиками по ногам
Хозяйка с базара домой принесла: от бедра к коленкам.)
Капусту, (По очереди загибаем пальчики
Картошку, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковку,
Горох,
Петрушку
И свёклу.
Ох!
Вот овощи спор завели на столе. (Попеременные движения обеими руками:
Кто лучше, вкусней и нужней на земле: кулачками – ладошками хлопаем по ногам.)
Капуста, (По очереди загибаем пальчики
Картошка, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковка,
Горох,
Петрушка
И свёкла.
Ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла (Ребрами ладошек обеих рук стучим по
И ножиком этим крошить начала: ногам, имитируя работу ножа.)
Капусту, (По очереди загибаем пальчики
Картошку, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковку,
Горох,
Петрушку
И свёклу.
Ох!
Накрытые крышкою в душном горшке (Ладошки обеих рук соединить и
Кипели, кипели в крутом кипятке: держать в горизонтальном положении.)
Капуста, (По очереди загибаем пальчики
Картошка, на руке, начинаем с большого пальца.)
Морковка,
Горох,
Петрушка
И свёкла.
Ох!
И суп овощной оказался неплох! (Имитация движений работы ложкой.)
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Круговые движения кулачками рук.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька – для ежа. (Дети загибают поочередно пальцы.)
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. (Поглаживание ладонью правой
руки тыльной стороны левой руки.)
Он сердит на нас - (Сомкнуть пальцы обеих рук.)
Беда!!! (Руки прижать к щекам. Покачать
головой.)
Разбегайтесь - (Бегут пальцами по коленкам.)
Кто куда! (Руки спрятать за спину.)
Как вы заметили, если мы используем при игре с пальчиками стишки, то у детей возрастает интерес к игре, у них возникает желание больше говорить.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе демонстрируют «Пальчики здороваются»- кончик большого пальца правой руки поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это облегчает приобретение навыков письма.
Играйте с детьми, общайтесь с ними, и они это оценят…