Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Играем - звуки закрепляем"»
Консультация для родителей«Играем — звуки закрепляем»
учитель-логопед Джаббарова Э.Х.
Наконец-то!
На индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить тот или иной звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу.
Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его.
Как сделать этот трудоемкий, длительный процесс интересным для ребенка? Играть!
Игры и упражнения для закрепления правильного произношения
Игра с пальчиками
Называем автоматизируемый слог (слово) и загибаем палец на руке или соединяем в колечко.
РА – РО – РУ – РЫ – РЭ
РАК – РАМА – РАДУГА – РАНА – РАКЕТА и т.д.
В данном случае автоматизируется звук Р.
Повторялки.
Ребенок бросает игральный кубик. Сколько точек выпадает, столько раз повторяется слово, предложение.
Исправляй-ка.
Произнесите слова с «дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.
Ладушки
Играем как в традиционную игру «Ладушки», но добавляем слоги или слова с автоматизируемым звуком. Взрослый хлопает по ладошкам ребёнка и называет слог или слово, а ребёнок его повторяет и хлопает по ладоням взрослого. Можно усложнять игру, изменяя последовательность движений. Такая игра способствует синхронизации работы двух полушарий мозга.
АР – ОР – УР – ИР – ЫР
ПАР – ХОР – ШНУР – МИР – СЫР и т.д.
В данном случае автоматизируется звук Р.
Стоп-игра.
Называйте любые слова. Ребенок говорит «стоп» (топает ногой, стучит ладошкой по столу, если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок.
Разведчики.
Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую, улицу, в магазин) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
Будь внимателен.
При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.
Слоговая лесенка
Лесенка нарисована на листе бумаги или выстроена из любого конструктора (пять ступенек). Взрослый называет слог с автоматизируемым звуком, а ребёнок правильно повторяет и передвигает любую маленькую фигурку.
Кто больше?
Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.
Мы—артисты.
Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно). На первых этапах закрепляемый звук произносить чуть дольше обычного.
Можно или нельзя?
Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнять только те просьбы, которые он произносит правильно.
Запомни – повтори
Данная игра проводится на основе слуховой памяти. Взрослый называет слово с автоматизируемым звуком (каждый раз новое), а ребёнок повторяет все слова, начиная с первого. Взрослый не забывает следить за автоматизируемым звуком.
Пример
Взрослый: «РАМА»
Ребёнок: «РАМА»
Взрослый: «РЫБА»
Ребёнок: «РАМА, РЫБА»
и т.д.
В данном случае автоматизируется звук Р.
Мой, моя, мое – «Жадина»
Упражнение детей в употреблении местоимений.
Взрослый: «ЧЬЯ ЭТО ШАПКА?»
Ребёнок: «ЭТО МОЯ ШАПКА»
Взрослый: «ЧЕЙ КОШЕЛЁК?»
Ребёнок: «ЭТО МОЙ КОШЕЛЁК» и т.д.
Используются слова с автоматизируемым звуком.
В данном случае автоматизируется звук Ш.
Добавь слова.
Посоревнуйтесь в распространении предложений: кто больше добавит слов с закрепляемым звуком.
Муравей бежит по тропинке.
Рыжий муравей бежит по тропинке.
Рыжий муравей бежит по тропинке в муравейник.
Рыжий трудолюбивый муравей бежит по тропинке в муравейник.
Рыжий трудолюбивый муравей бежит с зернышком по тропинке в муравейник. И т. д.
Игра с мячом
Взрослый называет слово с автоматизируемым звуком и бросает ребёнку мяч, а ребёнок правильно повторяет слово и возвращает мяч взрослому.
Один – много
С помощью этой игры мы тренируем детей в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (обязательно использовать предметные картинки).
Взрослый: «У МЕНЯ ОДНА РОЗА, А У ТЕБЯ МНОГО…»
Ребёнок: «РОЗ»
Взрослый: «У МЕНЯ ОДИН РОБОТ, А У ТЕБЯ МНОГО…»
Ребёнок: «РОБОТОВ» и т.д.
Используются слова с автоматизируемым звуком.
В данном случае автоматизируется звук Р.
Художники.
К любой скороговорке, чистоговорке, стихотворению рисуем картинки.
Помните! Выполняя эти рекомендации, Вы не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете мышление, память, внимание, обучаете грамоте!