Консультация для родителей «Игра как ведущая деятельность дошкольников»
Консультация для родителей «Игра как ведущая деятельность дошкольников»
Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции. Она занимает огромное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Для младших дошкольников игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Игра — это очень серьезно. Дети с ее помощью познают мир, учатся проявлять самостоятельность, развивают фантазию, обзаводятся опытом побед и поражений. От того, во что они играли в детстве, часто зависит выбор его жизненного сценария. В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. В игре дети выполняют собственную задачу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Игра как ведущая деятельность дошкольников»»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 441 «Карусель»
630120, г. Новосибирск, ул. Киевская 21/1, тел/факс: 341-91-88
Консультация для родителей
«Игра как ведущая деятельность дошкольников»
Разработала:
Фрай Марина Владимировна
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Новосибирск
Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции. Она занимает огромное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Для младших дошкольников игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Игра — это очень серьезно. Дети с ее помощью познают мир, учатся проявлять самостоятельность, развивают фантазию, обзаводятся опытом побед и поражений. От того, во что они играли в детстве, часто зависит выбор его жизненного сценария. В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. В игре дети выполняют собственную задачу.
Цель игры имеет 2 аспекта:
Познавательный — то чему должны научить детей, какие способы действия с предметами хотим им передать;
Воспитательный — способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям. Игра у младших дошкольников занимает значительное место в жизни, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Она выявляет индивидуальные способности детей, позволяет определить уровень его знаний и представлений. В играх проявляются и такие черты характера, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, дружба, товарищество. Так, наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игр, педагоги могут выявить индивидуальные особенности и обозначить наиболее действенные пути воздействия на личность дошкольника. Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества дошкольников, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. Предварительно педагог должен подготовить необходимый игровой материал, понять психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Мысленно представить весь ход игры, как заинтересовать, как объяснить правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.
Игра — один из видов человеческой деятельности. Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы:
Подвижные игры - всевозможные забавы с мячом, со скакалкой, прятки, салки и т. д. Подвижные игры — не только прекрасное средство физического воспитания детей, постепенно они прививают навыки поведения в коллективе: дети учатся подчиняться правилам (а правила, порой довольно сложные, есть почти в любой такой игре).
Игры в лото, в разноцветные пирамидки и т. д. У каждой такой игры своя образовательная задача, они дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности, развивают наблюдательность, восприятие, память, мышление. Имея большое значение, прежде всего, для умственного развития дошкольников, такие игры уже сами по себе готовят ребенка к школе, способствуют формированию мотивации к обучению, познавательного интереса. Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать необходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к конструированию.
Сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд людей взрослых, причем, играя, они относятся к своему воображаемому труду, игрушкам, товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу окружающие их взрослые. Значимое место для младших дошкольников занимают подвижные, хороводные, пальчиковые, игры с правилами дорожного движения и т. д. Во время игр происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается речь, мелкая моторика пальцев, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, дети приобретают навыки общения. К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого дошкольники развертывают самостоятельную игру. В 3 года дети становятся способными овладеть ролью — более сложным смысловым и структурным «узлом» игры. Главное внимание в игре уделяется содержанию ролей. Чем сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней дети. Игра для детей младшего дошкольного возраста является важной составляющей развития. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Для младших дошкольников игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры детей, является подбор игрушек по возрасту. Игрушка — центр игры, материальная опора. Она наталкивает на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. В заключении можно сделать вывод о том, что в младшем дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
В нашей группе игре уделяется особое значение, т.к. дети приходят к нам в группу каждый год новые и младшего возраста поэтому нам не обходимо научить их играть и взаимодействовать друг с другом с первых дней пребывания в детском саду. Особое внимание мы уделяем мелкой моторики рук, а для этого у нас в группе оснащён современными и красочными играми уголок по сенсорному развитию. В уголке много игр на развитие памяти, речи, внимания, дидактических игр, настольных игр, дети учатся подбирать по образцу, цвету, размеру с удовольствием выкладывают мозаики, собирают пирамидки, складывают из кубиков домашних, диких животных и их детёнышей.Все игры в группе подобраны по возрасту детей. Дети нашей группы любят играть в подвижные игры, в сюжетно ролевые игры, пальчиковые, хороводные игры. В этих играх у детей развивается речь, формируются физические навыки, происходит непроизвольное познание окружающего мира, развивается мелкая моторика пальцев, дети приобретают навыки общения со сверстниками и небольшой житейский опыт.