Консультация для родителей "Игровая деятельность является ведущей для дошкольника"
Консультация для родителей "Игровая деятельность является ведущей для дошкольника"
Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка это и радость и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, драматизации — все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В Игре формируется произвольность поведения: активизируются познавательные процессы.
В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям — это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра — источник развития моральных качеств личности.
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок.
Современные условия жизни таковы, что часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени — родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство – важнейшая задача педагогов детского сада.
Маленькие дети — очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир.
Ведь все, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляет массу удовольствий. Свое понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной для них деятельности — игре. И игра вдвойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей — родителей но, к сожалению, папы с мамами, как показывает опыт редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому другие не знают, как играть с ребенком, а третьи свободное, время детей отводят на то, чтобы позаниматься с ними.
Одной из основополагающих задач, стоящих перед сотрудниками детского сада, мы считаем формирование взаимоотношений родителей с детьми в процессе игры.
С мыслью о том, что игра не единственная деятельность детей дошкольного возраста, соглашаются все исследователи, так или иначе разрабатывавшие проблему детской игры. Продуктивным в плане научно-практического ее изучения явилось признание отечественной наукой за игрой статуса ведущей деятельности детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.С Выготский, АН. Леонтьев, В.С Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин).
Согласно Л.С Выготскому, игра — источник развития и создает зону ближайшего развития: «…по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка». Вместе с тем, ученый категорически возражает против признания ее преобладающим типом деятельности, поскольку в основных жизненных ситуациях ребенок ведет себя диаметрально противоположно тому, как он ведет себя в игре: в игре действие ребенка подчинено смыслу, а в реальной жизни оно, по мнению Л.С Выготского, господствует над смыслом Эту мысль продолжает и АН. Леонтьев, называя в качестве признаков ведущей деятельности не количественные, а качественные показатели. «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, вышей ступени его развития». Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок – это, без сомнения, играющий ребенок. Однако чтобы «быть в состоянии играть», считал Д.А. Колодца, он должен предварительно достичь известной ступени с физического и психического развития. Полноценная игра как специфики детский вид деятельности может развиваться только под воспитательным влиянием среды и направленного формирования игровой деятельности взрослыми. По мнению Г.П. Щедревицкого, игра, выступая в роли особого вида деятельности, либо непосредственно задается извне, либо складывается под влиянием внешних условий на каком-то раннем этапе развития ребенка и постепенно пополняется и развертывается за счет все новых внешних ситуаций и процессов деятельности ребенка в них, ситуаций, частично складывающихся стихийно благодаря случайным внешним обстоятельствам, частично создаваемых самой деятельностью ребенка. Современный исследователь детской игры Е.Е. Кравцова предлагает, разграничивать два явления — игру и игровую деятельность.
Игра — определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка ко взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.
Игровая деятельность по сравнению с игрой — понятие более узкое, оно предполагает специальную деятельность детей по моделированию мира. Игровую деятельность, по мнению исследователя, действительно формируют, развивают. А что касается игры, если ребенку создать нормальные условия жизни, он заиграет сам.
Если игрой будут названы только более сложные формы игры, как считает М.Ю. Кистяковская, то вся предыстория игры и, вместе с тем, сама ролевая игра могут пострадать. Если же рассматривать маленького ребенка как существо биосоциальноe, можно утверждать, что с момента своего появления на свет он переходит от биологической к социальной игре, и социальная сторона игры постепенно становится ведущей.
Попытки соотнести последовательную смену игр и возраст детей предпринимались многими зарубежными исследователями (Д.А. Колоцца, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Например, в начале ХХ в. Д.Джексон была дана периодизация детских игр, в соответствии с которой в первый период — от 0 до 3 лет — игры ребенка определяются специальными потребностями и условиями развивающегося мозга и тела. Игры этого периода — «сосание, хватание, пускание слюней, хватание ртом, лягание и другие движения; опыты при помощи чувств: вкуса, осязания, зрения, слуха, обоняния, температуры; приобретение умения управлять телом; болтовня, состоящая в ряде бессмысленных звуков; подражание, ползание, лазанье, ходьба, разговор, запоминание, повторение, воспоминание, исследование, созидание разрушение…»
В возрасте 4-6 лет, т.е. во второй период развития детской игры она также заключает в себе характерные черты роста и развития ребенка. Играм этого периода свойственны свободное движение (преимущественно ради самого движения, не ради его результатов), сосредоточенность на обыденных предметах и на том, что можно сними сделать, а также игра воображения и подражание (игры в дом, магазин, в железную дорогу, в шитье, в стряпню).
В третьем периоде (возраст детей 7-9 лет) в центре также находятся разнообразные двигательные игры: простые игры-соревнования, традиционные (народные) игры, игры-преследования, а также игры строительные, драматические, изобразительные, игры в куклыи др. Четвертый период развития игр (возраст детей 10-12 лет) характеризуется заменой игр малокооперативных играми кооперативными, преимущественно подвижного характера.
Выделить и описать различные стадии развития детской игры пробовали и отечественные исследователи. Например, А.с. Макаренко характеризует стадии развития игры.
Первая (от рождения до 5-6 лет) — это время комнатной игры, время игрушки. Ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие 1-2 товарищей; в играх этой стадии развиваются личностные способности ребенка.
На второй стадии (от 5-6 до 11-12 лет) предпочтение одинокой игры перерастает в интерес к товарищам, групповой игре. В этот период усиливается стремление детей к подвижным играм на свежем воздухе и играм во дворе.
Третья стадия характеризует ребенка как члена не только игрового, но учебного коллектива. Игра в связи с этим принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, связанной с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.
Однако в последнее время все чаще звучит тезис о том, что при характеристике этапов развития детской игры следует исходить не только и не столько из возраста детей, сколько из возраста самой игры. Так, у Л. Выготского эволюция детской игры представлена в виде движения от игр с явной мнимой ситуацией и скрытыми правилами к игре с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией. Ребенок сначала развертывает игры с мнимой ситуацией, которая первоначально очень близка к реальной ситуации, а правила в ней находятся в высшей степени сжатом, «скомканном» виде. Игра здесь больше напоминает воспоминание, чем воображение, она — «воспоминание в действии». По мере развития игры происходит осознание ее цели, которая становится решающим фактором игры и определяет аффективное отношение к ней ребенка. В конце развития игры вперед «выступает отчетливо то, что было в зародыше вначале. Выступает цель — правила… Выступает и… некоторый рекорд, также очень тесно связанный с целью».
Обобщая результаты различных исследований этапов (стадий) развития игры, Г.Г. Кравцов подчеркивает многообразие ее типов. Для более точного определения игры он выделяет два главных признака игры: непродуктивный характер и преобладание в ней воображаемого плана над реальным (создание «мнимой ситуацию) в терминологии Л.С. Выготского). Эти особенности игры могут рассматриваться как необходимые и достаточные признаки игры, позволяющие отличить ее от других видов активности. Ученый делает акцент на том, что детская игра — способ вхождения ребенка в мир человека. Ее побудительные силы лежат в пространстве будущего, в области внутренней, свободы, а не в отношениях причинной необходимости. В игре происходит пробуждение новых сил и энергий, подключение ребенка к смысловым полям и истокам человеческой культуры.
Представленная последовательность смены игр и развертывания игры как детской деятельности в целом носит логичный и естественный характер. Все ранее освоенные виды детской игры не исчезают, они продолжают развиваться, становясь все более сложными более совершенными. Каждая фаза дошкольного периода детского развития характеризуется определенной совокупностью существующих видов игровой деятельности, среди которых только один является новым, впервые Формирующимся видом игры. «Только этот вид игры на данном этапе развития с полным правом может быть назван ведущей деятельностью, — утверждает Г.Г. Кравцов.
В следующей фазе развития статусом ведущей деятельности обладает уже другой вид игры» Если же не будет благоприятных условий, способствующих своевременному овладению ребенком постепенно усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом этапе могут остаться не реализованными и высокий уровень игры им просто не будет достигнут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Игровая деятельность является ведущей для дошкольника"»
Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка это и радость и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, драматизации — все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В Игре формируется произвольность поведения: активизируются познавательные процессы.
В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям — это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра — источник развития моральных качеств личности.
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок.
Современные условия жизни таковы, что часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени — родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство – важнейшая задача педагогов детского сада.
Маленькие дети — очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир.
Ведь все, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляет массу удовольствий. Свое понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной для них деятельности — игре. И игра вдвойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей — родителей но, к сожалению, папы с мамами, как показывает опыт редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому другие не знают, как играть с ребенком, а третьи свободное, время детей отводят на то, чтобы позаниматься с ними.
Одной из основополагающих задач, стоящих перед сотрудниками детского сада, мы считаем формирование взаимоотношений родителей с детьми в процессе игры.
С мыслью о том, что игра не единственная деятельность детей дошкольного возраста, соглашаются все исследователи, так или иначе разрабатывавшие проблему детской игры. Продуктивным в плане научно-практического ее изучения явилось признание отечественной наукой за игрой статуса ведущей деятельности детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.С Выготский, АН. Леонтьев, В.С Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин).
Согласно Л.С Выготскому, игра — источник развития и создает зону ближайшего развития: «…по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка». Вместе с тем, ученый категорически возражает против признания ее преобладающим типом деятельности, поскольку в основных жизненных ситуациях ребенок ведет себя диаметрально противоположно тому, как он ведет себя в игре: в игре действие ребенка подчинено смыслу, а в реальной жизни оно, по мнению Л.С Выготского, господствует над смыслом Эту мысль продолжает и АН. Леонтьев, называя в качестве признаков ведущей деятельности не количественные, а качественные показатели. «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, вышей ступени его развития». Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок – это, без сомнения, играющий ребенок. Однако чтобы «быть в состоянии играть», считал Д.А. Колодца, он должен предварительно достичь известной ступени с физического и психического развития. Полноценная игра как специфики детский вид деятельности может развиваться только под воспитательным влиянием среды и направленного формирования игровой деятельности взрослыми. По мнению Г.П. Щедревицкого, игра, выступая в роли особого вида деятельности, либо непосредственно задается извне, либо складывается под влиянием внешних условий на каком-то раннем этапе развития ребенка и постепенно пополняется и развертывается за счет все новых внешних ситуаций и процессов деятельности ребенка в них, ситуаций, частично складывающихся стихийно благодаря случайным внешним обстоятельствам, частично создаваемых самой деятельностью ребенка. Современный исследователь детской игры Е.Е. Кравцова предлагает, разграничивать два явления — игру и игровую деятельность.
Игра — определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка ко взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.
Игровая деятельность по сравнению с игрой — понятие более узкое, оно предполагает специальную деятельность детей по моделированию мира. Игровую деятельность, по мнению исследователя, действительно формируют, развивают. А что касается игры, если ребенку создать нормальные условия жизни, он заиграет сам.
Если игрой будут названы только более сложные формы игры, как считает М.Ю. Кистяковская, то вся предыстория игры и, вместе с тем, сама ролевая игра могут пострадать. Если же рассматривать маленького ребенка как существо биосоциальноe, можно утверждать, что с момента своего появления на свет он переходит от биологической к социальной игре, и социальная сторона игры постепенно становится ведущей.
Попытки соотнести последовательную смену игр и возраст детей предпринимались многими зарубежными исследователями (Д.А. Колоцца, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Например, в начале ХХ в. Д.Джексон была дана периодизация детских игр, в соответствии с которой в первый период — от 0 до 3 лет — игры ребенка определяются специальными потребностями и условиями развивающегося мозга и тела. Игры этого периода — «сосание, хватание, пускание слюней, хватание ртом, лягание и другие движения; опыты при помощи чувств: вкуса, осязания, зрения, слуха, обоняния, температуры; приобретение умения управлять телом; болтовня, состоящая в ряде бессмысленных звуков; подражание, ползание, лазанье, ходьба, разговор, запоминание, повторение, воспоминание, исследование, созидание разрушение…»
В возрасте 4-6 лет, т.е. во второй период развития детской игры она также заключает в себе характерные черты роста и развития ребенка. Играм этого периода свойственны свободное движение (преимущественно ради самого движения, не ради его результатов), сосредоточенность на обыденных предметах и на том, что можно сними сделать, а также игра воображения и подражание (игры в дом, магазин, в железную дорогу, в шитье, в стряпню).
В третьем периоде (возраст детей 7-9 лет) в центре также находятся разнообразные двигательные игры: простые игры-соревнования, традиционные (народные) игры, игры-преследования, а также игры строительные, драматические, изобразительные, игры в куклыи др. Четвертый период развития игр (возраст детей 10-12 лет) характеризуется заменой игр малокооперативных играми кооперативными, преимущественно подвижного характера.
Выделить и описать различные стадии развития детской игры пробовали и отечественные исследователи. Например, А.с. Макаренко характеризует стадии развития игры.
Первая (от рождения до 5-6 лет) — это время комнатной игры, время игрушки. Ребенок предпочитает играть один, редко допускает участие 1-2 товарищей; в играх этой стадии развиваются личностные способности ребенка.
На второй стадии (от 5-6 до 11-12 лет) предпочтение одинокой игры перерастает в интерес к товарищам, групповой игре. В этот период усиливается стремление детей к подвижным играм на свежем воздухе и играм во дворе.
Третья стадия характеризует ребенка как члена не только игрового, но учебного коллектива. Игра в связи с этим принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, связанной с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.
Однако в последнее время все чаще звучит тезис о том, что при характеристике этапов развития детской игры следует исходить не только и не столько из возраста детей, сколько из возраста самой игры. Так, у Л. Выготского эволюция детской игры представлена в виде движения от игр с явной мнимой ситуацией и скрытыми правилами к игре с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией. Ребенок сначала развертывает игры с мнимой ситуацией, которая первоначально очень близка к реальной ситуации, а правила в ней находятся в высшей степени сжатом, «скомканном» виде. Игра здесь больше напоминает воспоминание, чем воображение, она — «воспоминание в действии». По мере развития игры происходит осознание ее цели, которая становится решающим фактором игры и определяет аффективное отношение к ней ребенка. В конце развития игры вперед «выступает отчетливо то, что было в зародыше вначале. Выступает цель — правила… Выступает и… некоторый рекорд, также очень тесно связанный с целью».
Обобщая результаты различных исследований этапов (стадий) развития игры, Г.Г. Кравцов подчеркивает многообразие ее типов. Для более точного определения игры он выделяет два главных признака игры: непродуктивный характер и преобладание в ней воображаемого плана над реальным (создание «мнимой ситуацию) в терминологии Л.С. Выготского). Эти особенности игры могут рассматриваться как необходимые и достаточные признаки игры, позволяющие отличить ее от других видов активности. Ученый делает акцент на том, что детская игра — способ вхождения ребенка в мир человека. Ее побудительные силы лежат в пространстве будущего, в области внутренней, свободы, а не в отношениях причинной необходимости. В игре происходит пробуждение новых сил и энергий, подключение ребенка к смысловым полям и истокам человеческой культуры.
Представленная последовательность смены игр и развертывания игры как детской деятельности в целом носит логичный и естественный характер. Все ранее освоенные виды детской игры не исчезают, они продолжают развиваться, становясь все более сложными более совершенными. Каждая фаза дошкольного периода детского развития характеризуется определенной совокупностью существующих видов игровой деятельности, среди которых только один является новым, впервые Формирующимся видом игры. «Только этот вид игры на данном этапе развития с полным правом может быть назван ведущей деятельностью, — утверждает Г.Г. Кравцов.
В следующей фазе развития статусом ведущей деятельности обладает уже другой вид игры» Если же не будет благоприятных условий, способствующих своевременному овладению ребенком постепенно усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом этапе могут остаться не реализованными и высокий уровень игры им просто не будет достигнут.