Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе по речевому развитию"
Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе по речевому развитию"
Эта консультация будет полезна всем родителям, у кого дети скоро пойдут в первый свой класс. Здесь даны рекомендации, как определить уровень готовности своего ребенка по речевому развитию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе по речевому развитию"»
Консультация для родителей
ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ?
Автор Домбровская Р.Б.
Ох, как трудно быть объективным, когда дело касается собственного ребенка! Для каждого родителя он всегда самый-самый! Самый умный, самый добрый, самый успешный, самый симпатичный. Кто же спорит? А как обстоят дела с готовностью к школе? Вдруг, где-то что-то упустили, на что-то не обратили внимание? Проверим?
1. Бурный рост и речевое развитие
Медики и педагоги знают: у детей 5-7 лет идёт бурное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие. В этот же период у дошкольников наиболее успешно ставятся и закрепляются в речи самые трудные звуки (Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р), идёт качественный и количественный рост словаря. Будущие школяры не только любят слушать, но и сами не прочь позабавить окружающих интересными рассказами. Они проявляют живой интерес к чтению, а порой уже и читают!
Но этот же отрезок времени выявляет и явные пробелы в дошкольном обучении и воспитании детей. Особенно это касается речевого развития.
2. Появятся ли звуки сами?
Ох, уж эта неистребимая надежда, что всё само рассосётся! Родители надеются, что к школе ребенок «выговорится», звуки появятся сами, а навыки письма и чтения сформируются без вмешательства извне. Хочется напомнить, что чудеса бывают только в сказках. А на деле….
Школа выбрана, счастливые родители вместе со своим ненаглядным чадом идут на собеседование с завучем или будущим учителем. И здесь они понимают, что требования, которые предъявляет школа к будущему ученику, несколько отличаются от их собственных представлений о знаниях и умениях будущего первоклассника. Родительский мозг отказывается понимать, почему их талантливый ребёнок не может ответить на какие-то простые вопросы! А речь? Такое впечатление, что он только-только начал говорить! Кровь бросается в лицо бедным родителям, в голове одна мысль: «Не готов к школе!». До 1 сентября – несколько месяцев, и всю семью начинает лихорадить. С ребёнком приходится бегать по врачам, логопедам, психологам и педагогам. Как водится, ищутся виновные: кто-то не научил, кто-то не подсказал, кто-то вовремя не направил.
Как же выявить все слабые звенья в дошкольной подготовке и избавить себя, а главное, - ребёнка от всей этой нервотрепки?
3. Сформировался ли ребенок как личность?
Сформировался ли ребёнок, как личность? Это очень важно, поскольку в школьной жизни ему предстоит ставить перед собой определённые цели и делать что-то для их достижения. А это сопряжено с трудностями, усилиями и необходимостью общаться не только с компьютером, но и со множеством людей. Будущий школьник должен уметь отстаивать свою точку зрения и в то же время прислушиваться к мнению других. Гораздо быстрее адаптируются к школьной жизни дети, прошедшие дошкольную подготовку в детском саду. Они легко идут на контакт, без труда находят общий язык с одноклассниками и с учителями. Эти ребята уверены в себе, они могут принять самостоятельное решение, отстоять свою точку зрения. И в то же время, приучены работать в коллективе, идут на компромисс и считаются с чужим мнением. Домашние дети, как правило, капризны, эгоцентричны. Для них целая проблема принять участие в совместной игре, приспособиться к новым условиям.
4. Нет ли пробелов в речевом развитии ребенка?
Здесь учитывается:
-умение правильно произносить все звуки;
-объём активного и пассивного словаря;
-грамматическое оформление речи (согласование и управление слов, умение строить фразу);
-способность вести диалог;
-умение самостоятельно составить рассказ по описанию или по памяти.
Если объективно оценить это вам не удается, обратитесь за помощью к логопеду. Уж он-то всё разложит по полочкам. И не удивляйтесь, если выяснится, что свистящие и шипящие вашего ребёнка далеки от совершенства, а со звуком «Р» - большие проблемы. О фразах и монологах и говорить не приходится! Они, на поверку, получились у будущего школяра какими-то корявыми, с едва различимым смыслом, не говоря уж о художественном достоинстве.… Отсюда вывод: надо незамедлительно начать работу над звукопроизношением, и, параллельно, - над составлением устных рассказов на любую тему.
5. Определяем словарный запас ребенка
Начинать можно с предметного словаря (существительных). Возьмите любой предмет: чайник, стул, кресло, машину, собаку и проч. Ребенок должен назвать части (детали) каждого. Чем больше он их вспомнит, тем лучше. Подсказки исключены! Единственное, что вам дозволено сделать, - указать ребёнку на ту или иную часть (деталь). Её название должен озвучить будущий первоклассник. Вы можете услышать: «то, на чем сидят» (сидение), «куда грузят» (кузов), «где люди сидят» (салон). В зачет подобные ответы не идут, только если со знаком минус. Ещё хуже, если ребенок называет кофейник чайником, кресло – стулом, а пароход – лодкой. Придется призвать на помощь всевозможные картинки и иллюстрации.
Существуют целые картинные словари для дошкольников. Рассматривая их без спешки и суеты, ребенок без труда запомнит названия различных предметов, их детали и части. Картинки в этих словарях разбиты по темам: «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Транспорт» и т.д. Берите по одной теме в одну-две недели и прорабатывайте её во всех направлениях. После подобного тренинга, ребенок не только запомнить массу слов, но и сможет группировать предметы по смыслу. К примеру, когда надо будет одним словом сказать, что такое сливы, яблоки, ананас, апельсин, он без запинки ответит: «Фрукты!».
Помимо предметного словаря, обследовать предстоит и словарь признаков.
Дошкольник 5-7 лет на вопрос: «Какой цветок?», начинает перечислять: «Красивый, душистый, яркий, экзотический, хрупкий…» Если же ему не удалось вспомнить и двух признаков, это, безусловно, печально.… Придётся вновь брать картинный словарь и прорабатывать тему за темой уже на предмет признаков. Здесь нелишним будет вспомнить о материалах, из которых сделаны те или иные предметы: кубик–пластмассовый, деревянный, бумажный, стеклянный; ручка–деревянная, металлическая, пластиковая; варенье–клубничное, вишнёвое, малиновое и т.д.
Образование прилагательных от существительных даёт ребёнку массу возможностей для словотворчества.
Ещё интересней будет, когда придётся определять, чей хвост у зайца, чья лапа у лисы и чьё ухо у волка. Нет, возможно, ребёнок и справится с заданием, сказав: «заячий хвост, лисья лапа, волчье ухо». Но чаще дошкольники сотворяют нечто: «зайчиный…», «зайчачий…», «зайчёный…», «лисина…», «лисиная…», «волчачье…», «волчиное…», «волчино…». И это ещё не все варианты! При подобном раскладе придётся немало потрудиться, пока в памяти ребёнка не закрепятся правильные формы притяжательных прилагательных.
Поиграйте с ребенком в игры: «Чей хвост?» («Чья лапа?», «Чьё ухо?», «Чьи глаза?»). Помимо прилагательных, он вспомнит названия зверей, птиц и насекомых. А если не поленится, то и их детёнышей. Поверьте, это будет совсем не лишним!
После этого, или параллельно, проверьте глагольные формы.
Это можно сделать на наглядной основе. Подойдут любые иллюстрации или фотографии из семейного альбома. Проследите, не путает ли малыш близкие по звучанию и значению слова: пришивает-вышивает – ушивает – перешивает – зашивает – нашивает - сшивает; лепил – слепил –прилепил – облепил – залепили т.д.
Следует обратить внимание и на различие временных форм (настоящее, прошедшее и будущее время):учится - учился – будет учиться.
Придется вспомнить и слова-предметы, а точнее, связанные с ними действия: карандаш рисует, штрихует, чертит, раскрашивает; кошка мяукает, лакает, сидит, лежит, царапается.
Глагольный словарь хорошо проверять и отрабатывать на теме «Профессии». Повар(что делает?):варит, режет, шинкует, чистит, готовит; продавец: взвешивает, торгует, фасует, продаёт и т.д.
Если в семье два дошкольника, все эти словесные проверки и игры проводятся в форме соревнования. Только не забудьте продумать систему поощрений!
6. Умеет ли ребенок вести диалог и монолог?
Умение вести диалог, - весьма полезный навык.
Проверьте способность ребёнка поддерживать разговор не только с вами, но и с другими взрослыми, со сверстниками. Если это даётся ему с трудом, придётся взяться за обучение! Обсуждайте со своим ребенком буквально всё: просмотренный фильм, прочитанную книгу, какие-то житейские проблемы. В процессе диалога ребёнок должен научиться не только правильно строить фразу, задавать вопрос, но и слушать и понимать собеседника.
От диалога переходите к монологу.
А точнее – к составлению рассказа. Для начала, положите перед ребёнком какую-нибудь сюжетную картинку или фотографию. И послушайте, что он вам расскажет. Если повествование будет содержать лишь перечисление отдельных предметов, не спешите праздновать победу. До неё ещё очень далеко. Рассказ должен состоять из грамматически верно построенных фраз. У него должен быть сюжет. Смысл изображенного должен быть раскрыт так, чтобы, даже не видя картинку, можно было представить её содержание. Вот к этому идеалу вы и должны стремиться. От одной сюжетной картинки переходите к серии.
Проверьте знания своего ребенка: 1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Назови имена, отчества своих родителей. 4. Как называется город, в котором ты живешь? 5. Назови домашних животных. Назови диких животных. 6. В какое время года на деревьях появляются листья? 7. Хочешь ли ты идти в школу? 8. Чем отличается лето от зимы? При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Чаще читайте детям детские книги, смотрите мультфильмы и детское кино. Обсуждайте прочитанное и увиденное. Уровень умственного и речевого развития ребенка определят тесты: - На столе в беспорядке лежат карандаши. Учитель говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку, положи коробку на полку». После выполнения задания спросите: «Где теперь лежат карандаши?», «Откуда ты их взял?» - Изменение существительных по числу: Карандаш – карандаши, стул – стулья и т. д. - Составление рассказа по серии картинок: Ребенку дается четыре картинки, на которых изображена последовательность событий. Взрослый просит разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе. Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допускать возникновения занижений самооценки.
Для этого надо чаще хвалить ребенка и показывать, как исправить допущенные ошибки. Для проверки уровня развития образных представлений используются задания: - собирание разрезных картинок из четырех частей, - рисование человека – мужчины, или женщины.
К 7 годам ребёнок должен уметь:
пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
составлять рассказ по картинке
составлять рассказ по серии картин
отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обращается внимание
– на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
– на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
– на лексику (полнота и точность использования слов),
– на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевую коммуникацию:
ребёнок должен быть достаточно активен в общении:
– уметь слушать и понимать речь,
– строить общение с учетом ситуации,
– легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
– ясно и последовательно выражать свои мысли,
– пользоваться формами речевого этикета.
Подготовка руки к письму
Эта подготовка предполагает развитие тонких движений руки и зрительно- двигательных координаций. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются ее движения.
При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.
Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики:
Лепка из глины и пластилина.
Рисование или раскрашивание картинок
Изготовление поделок из бумаги,
Изготовление поделок из природного материала;
Конструирование.
Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке. 9. Всасывание пипеткой воды.
Нанизывание бус и пуговиц.
Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
Переборка круп.
«Показ» стихотворения.
Театр теней.
Игры в мяч, с кубиками, мозаикой
Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе
– Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
– Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
– Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике.
– Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
– Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
Подведение итогов.
Школа – это мир новых отношений со сверстниками, с взрослым. С приходом в школу у первоклассника появляются новые обязанности. Помните, что ребенку по-прежнему нужно ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. Помните, что ваше отношение к школе и учебе вашего ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Поддержите своих детей на их новом жизненном этапе.
Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!