Р азговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди, что видит ваш ребенок.
При общении с ребенком следите за своей речью: говорите с ним, не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, встречающиеся в речи, обязательно объясните.
Г оворите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спросите: «Что делает мальчик?» вместо: «Мальчик играет?»
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на Ваши вопросы.
Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?». Это может быть лай собаки, шум ветра, журчание воды, мотор самолета.
Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов - предметов (части тела, игрушки, продукты), назовите их ребенку и покажите на картинке. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их хорошо, продолжайте их заучивать. После того, как ребенок запомнил эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
Е сли ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить: «Синий мяч», «Большой мяч», «Танин мяч», «Круглый мяч» и т.д.
Подготовила учитель – логопед Моргунова И.М.