kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов «Технология обучения детей составлению загадок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Технология обучения детей составлению загадок»»



Консультация для педагогов

«Технология обучения детей составлению загадок»

Выполнила воспитатель

Воротынцева Ольга Сергеевна


Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников, а остальная группа в виде пассивных наблюдателей. Верный ответ ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если повторно задать через некоторое время ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспомнит ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Загадка – относится к устному народному творчеству, где в образной форме передаются самые яркие, характерные признаки предметов или явлений. Она состоит из вопроса или задания, в котором даётся описание предмета, его характерные особенности. Обычно загадка имеет форму стихотворения, что делает ее более привлекательной. Особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны. Отгадывание и придумывание загадок положительно влияет на разностороннее развитие речи дошкольников. В загадке используются различные средства выразительности (эпитеты и сравнения, определения, приём олицетворения, использование многозначности слов), которые способствуют формированию речи детей дошкольного возраста. По содержанию и структуре они таковы, что позволяют развивать восприятие, логическое мышление и связную речь детей. А также, составление загадок –это развитие воображения, формирование положительного эмоционального настроя во время занятий, создание стойкой мотивации к языковым играм и упражнениям.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разной тематики и окружающий нас мир, явления природы, предметы быта, орудия труда, транспорт, спорт, профессии. Придумывать загадки труднее, чем отгадывать. Сначала же дети придумывают по образцу заданной загадки, но с трудом справляются, но в дальнейшем уже составляют интереснее.

А.А. Нестеренко предлагает несколько моделей составления загадок детьми.

1. На что похоже? Чем отличается?

2. Какой? Что такое же?

3 Что делает? Что такое же?

4. Название частей? Сколько? На что похоже?

5. Молчаливая загадка (рисунок).

6. Где живет? На что похоже жилище?

7. Где находится? На что похоже? Предмет? На что похож?

8. На противоречия?

9. Где? Когда? Для кого? Свойство? Где? Когда? Для кого? Противоположное свойство?

Данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников начиная с 3,5 лет. В работе с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение строится следующим образом:

Воспитатель вывешивает таблицу с изображение модели составления загадки.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

 

 

 

 

 

 

Для составления загадки выбирается объект.

Далее детьми даются образные характеристики объекта по заданным воспитателем признакам (цвет, форма, материал). Ответы детей воспитатель вносит в левую часть таблицы.

Затем воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Например. Предлагаем детям составить загадку по данной модели о мяче.

Далее детьми даются образные характеристики по заданным логопедом признакам:

Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)

Какой мяч по форме? (круглый)

Какой по материалу? (резиновый)

Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы.

Что бывает таким же?

Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга…)

Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин…)

Резиновый. Что бывает таким же? (шина…)

После заполнения таблицы воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или

«но не».

Получилась загадка о мяче:

Разноцветный, как радуга.

Круглый, как арбуз.

Резиновый, но не шина

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).


Что делает?

Что (кто) делает так же?

 

 

 

 

 

 


Например. Предлагаем детям составить загадку по данной модели о лягушке.

Подбираем с детьми действия, которые может выполнять лягушка:

Что делает лягушка? (скачет, плавает, ныряет)

Далее просим детей подумать и сказать, кто или что может выполнять такие же действия.

Скачет кто? (козленок, заяц...)

Плавает кто? (лодка, рыба...)

Ныряет кто? (рыба, водолаз...)

После заполнения таблицы логопед предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или

«но не».

Получилась загадка о лягушке:

Скачет, как заяц.

Плавает, как рыба.

Ныряет, но не водолаз. Это лягушка.

2. Летает, но не бумажный самолет,

Роет норки, но не слепой крот,

3 Ловит насекомых, но не болотная лягушка. (Ласточка)

Быстро летает, но не реактивный самолет,

Звонко поет, но не веселый ребенок,

Строит жилье, но не опытный плотник. (Соловей)

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

 

 

 

 

 

 

Например. Предлагаем детям составить загадку по данной модели о вертолете.

Подбираем с детьми объекты, на которые похож вертолет:

На что (или на кого) похож вертолет? - на стрекозу.

А чем отличается от стрекозы? - он не живой.

Еще на что похож? - на самолет.

А чем отличается от самолета? - у него есть пропеллер.

Еще на что похож? - на вентилятор.

А чем отличается от вентилятора? - может летать.

Получилась загадка о вертолете:

Похож на стрекозу, но не живой.

Похож на самолет, но с пропеллером.

Похож на вентилятор, но умеет летать.

Загадка про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Загадка про лужу.

Похоже на облако, но никуда не плывет

Похоже на море, но нет волн,

Как зеркало, но нельзя разбить. (Лужа)

Загадка про машину.

Похоже на жука, но нет лапок,

Похоже на улитку, но быстро движется

Как  дом, но нельзя побегать. (Легковая машина).

Задачи, которые мы решаем на разных этапах работы с загадкой:

- составляем загадку

- учимся узнавать связное высказывание.

-набираем все части речи в словарь.

-формируем умение связного говорения по правилам.

-кодируем загадку - учимся кодировать рассказ.

-отгадываем загадку – учимся анализировать предъявленные предметы, сравнивать их.

-работая с отгадкой – учимся составлять рассказ о том, что было и что будет потом с объектом.

-полученную в загадке метафору – учимся вставлять в рассказы.

- отгадываем да-нетку (вид загадки) – набираем описательные характеристики.

- отрабатываем слоговую структуру слова.

Данная методика работы с загадками повышается интерес дошкольников к занятиям, у них увеличивается словарный запас, развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Самостоятельное составление загадок помогает сделать процесс развития речи более увлекательным и стимулирует речевое творчество детей.

Предлагаю вам , коллеги, разделиться на три группы и составить загадку по одной из моделей, предложенной А.А. Нестеренко.

Рассмотрим другие модели загадок.

Загадки в виде логического задания, или загад­ка-смекалка

У семи братьев по одной сестре, много ли сестер? (Одна.)

У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей, 7 братьев, имеющих одну сестру.)

Юмористические загадки, или загадки-шутки

Суть таких загадок в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поража­ют неожиданностью ответа. Такая загадка не подсказывает ответ, а иногда, наоборот, заставляет мысль работать в неверном направлении.

Каких камней нет ни в одном море? (Сухих.)

Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка.)

Кто была первая русская женщина, освоившая летательный аппарат? (Баба Яга.)

Указание лишь частей предмета и их количества

Шесть ног, две головы, один хвост — что это такое? (Всадник и лошадь.)

Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Нож­ницы.)

Перечисление действий предмета без его называния

Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит. (Речка.)

Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака.)

Прямое описание характерных особенностей предмета без его назы­вания

Нос долог, голос тонок, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар.)

Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

Метафорическое изображение предмета, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет

Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сза­ди метла. (Корова.)

Загадка, составленная по методу отрицания

Жидко, да не вода, бело, да не снег. (Молоко.)

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык. (Козел.)

Загадка, составленная по методу противоречий

— Я кислое и сладкое, я твердое и мягкое, я бледное и румяное.

Ну-ка, узнай меня! (Яблоко.)

При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз. (Стулья.)

Подробнее остановимся на описательных загадках. Для придумывания загадок такого характера используется такая же последовательность работы, что и при составлении описательных рассказов о предметах.

Во вводной беседе педагог вместе с детьми рассматривает все изучаемые по лексической теме объекты, вспоминаются их характерные и отличительные особенности (строение, окраска, качество, назначение и пр.) Затем педагог сообщает детям цель занятия: «Сегодня мы с вами будем учиться придумывать загадки о …» Далее педагог вместе с детьми рассматривает опорные картинки для составления загадки, выложенные по кругу, в центре круга – знак вопроса /как предлагают   и /– здесь спрятана отгадка.  Каждый ребёнок сам определяет, о каком объекте он будет составлять загадку. И используя в качестве наглядной опоры предложенные педагогом опорные картинки и устный план, составляет загадку об объекте.

Для составления загадки можно использовать разное количество  опорных картинок. Всё зависит от возраста и индивидуальных возможностей детей. Красные стрелочки указывает, с какой картинки и в какой последовательности следует составлять описание объекта.

Например: Загадки о птицах.
План составления загадки:

какая это птица: домашняя,  перелётная или зимующая (обобщающее значение); части тела птицы; окраска; чем питается; как подаёт голос; как называется жилище.
Таким образом, обучение дошкольников составлению описательных загадок с использованием опорных картинок позволяет формировать у детей образную выразительность речи, а педагогу поддерживать активность и интерес  воспитанников на протяжении всего занятия.

Всем этим способам составления загадок желательно обучать детей, на­чиная с дошкольного возраста. Работа по придумыванию загадок с детьми дает прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей сло­вами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их дейст­вия. Более ценными эти игры делает совмещение целей, способствующих развитию логического мышления и образной речи. Особое внимание уделя­ется развитию ассоциативного мышления у детей, которое является одним из составных любого вида творчества.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для педагогов «Технология обучения детей составлению загадок»

Автор: Воротынцева Ольга Сергеевна

Дата: 27.11.2022

Номер свидетельства: 618509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Учимся быть здоровыми на уроках... математики "
    ["seo_title"] => string(45) "uchimsia-byt-zdorovymi-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "238922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444670055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства