Консультация для педагогов "«Календарный детский фольклор»
Консультация для педагогов "«Календарный детский фольклор»
Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества. Особую область народной поэзии составляет календарный детский фольклор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "«Календарный детский фольклор»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА
Консультация для педагогов
«Календарный детский фольклор»
Воспитатель: Ремизова О.В.
Волгодонск 2024г
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей дошкольного возраста.
В любом даже, самом маленьком произведении - будь то потешка или песенка - высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры.
Давным-давно, никто на Руси не мог засвидетельствовать когда, люди впервые спели эти песни, рассказали былины, придумали загадки.
Они бережно передавались народом из уст в уста, от родителей к детям.
В течение многих веков произведения фольклора были мудрым воспитателем ребёнка.
Значение фольклора трудно переоценить, он даёт ребёнку ту словесную, образную, моральную, нравственную культуру, без которой немыслима вся будущая связь человека с родной землёй, с народом, с его языковой стихией.
Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества. Особую область народной поэзии составляет календарный детский фольклор.
Календарный детский фольклор тесно связан с временами года, с народными праздниками, с природой, животным миром.
Произведения календарного детского фольклора воспитывают чувство любви к родной природе, к своей Родине.
Очень рано дети в старину обучались на улице у своих сверстников разным закличкам и приговоркам. Закличка (от слова закликать- «звать», просит приглашать, обращаться»).
Заклички - это песенки, обращённые к солнцу, радуге, дождю, птицам и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались, к силам природы стараясь их умилостивить:
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку
Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу, обращённую к улитке, божьей коровке, мышке.
Дети в старину рано приучались разделять печали и радости, труд и заботу взрослых.
Песенные заклички и словесные приговорки преисполнены верой во
всемогущие – то губительные, то благотворительные силы земли, неба и
воды; произнесение их приобщало крестьянских детей к жизни и труду взрослых. Закличка наполняла детское сердце той же что и взрослых надеждой на обильный урожай, достаток и богатство.
В фольклоре последнего времени песенные заклички стали игрой, в них внесено много занимательного и забавного:
Дождик, дождик, пуще.
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей.
Если дождь становился ненужным мешал посевным работам, на смену закличкам о дожде приходили заклички о солнышке радуге:
Солнышко-вёдрышко
Выгляни-высвяти!
Радуга-дуга.
Перебей дожди!
От взрослых к детям перешли приговорки. Это коротенькие стихотворные обращения к животным и птицам. Рассматривая божью коровку, дети приговаривали:
Коровка, коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба.
Если божья коровка улетит, значит - к хорошей погоде, к урожаю.
Заклички и приговорки по происхождению связаны с календарными обрядами взрослых. В старину, чувствуя себя частью природы, всецело завися от неё, народ пением ритуальных песен, играми с переодеваниями старался умилостивить силу природы.
Так отмечались переходы от одного времени года к другому – солнцевороты.
Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью
людей, накапливали житейскую мудрость и передавали её из поколения в поколение.