Просмотр содержимого документа
«Консультация "Что же такое детское творчество?"»
Консультация «Что же такое детское творчество?»
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: рисовании, аппликации, лепке. У детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Творческая деятельность – это такая деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке. Выделяется два вида деятельности человека: воспроизводящая (репродуктивная) и комбинирующая (творческая). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит или повторяет раньше создавшиеся и выработанные им в прошлом приёмы поведения, «воскрешает» следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих случаях деятельность не создаёт ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было. Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов или действий. Творческой деятельностью могут заниматься все дети.
Под детским творчеством понимается создание субъективно нового (значимого прежде всего для ребенка) продукта (рисунок, лепка, песенка, сказка, танцевальная зарисовка и т. д.); создание ранее не используемых образов, разных вариантов изображения; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы. Таким образом, детским творчеством мы будем считать создание ребёнком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым, прежде всего для ребёнка.
Творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Изобразительное творчество включает в себя рисование, аппликацию, лепку.
Развитие творческих способностей - одна из важных задач, которую необходимо решать, обучая дошкольников рисованию, лепке, аппликации. И начинать это нужно с младшего возраста. В младшем дошкольном возрасте формируется первичная форма творческой деятельности. Дети овладевают изобразительными умениями в результате их введения в определённую ситуацию. В 2-3 года они не просто рисуют мазки, штрихи, различные очертания форм, а передают ими окружающие явления (например, «Дождик идёт», «Насыплем цыплятам зёрен»).
Старшие дошкольники уже изображают явления, передача которых вызывает у них эмоциональное отношение к образу. Это могут быть явления, поражающие детей своими цветовыми сочетаниями (например, изображение вечера или тумана в деревне) или неожиданностью (например, появление первой травы или первого снега).
В методической литературе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста словесным творчеством называют творческие рассказы. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства. Отмечено, что дети придумывают реалистические рассказы, создают образы предметов и явлений, существующих в природе, но с которыми они сами не встречались на практике. Также придумывают они и сказки. Обычно эти сказки являются комбинированием сюжетных линий известных им сказок, характерных черт персонажей (медведь всегда неуклюжий, заяц трусливый, лиса хитрая). В этой своей словесной деятельности дошкольники создают фантастические образы. Ребёнок, рассказывая свою сказку, учится использовать ранее усвоенные фразы. Он использует их не механически, а в новых комбинациях, создавая что-нибудь новое, своё. В этом и есть залог развития творческих способностей детского ума.
Театрально-игровое творчество дошкольников имеет свободный характер. Дети сами могут сочинять, импровизировать роли, инсценировать готовый литературный материал. Это является творчеством, понятным и нужным самим детям. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке всё - от занавеса и до развязки драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку.
Творчество детей значимо и в мире детской игры. Игра считается основой, источником любого творчества, его подготовительной ступенью. Особенность детского творчества состоит в том, что оно связано с игрой.
Детское творчество первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей - новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка. Для детского творчества характерны: гуманизм и оптимизм - всегда побеждает добро. Ребёнок ещё не знает о сложной закономерности событий и отношений между людьми, поэтому его герои просты и ясны в своих положительных поступках, он их любит и стремится к их безусловному благополучию. Таким образом, творчество детей имеет свои особенности, которые отличают детское творчество от творчества взрослых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бадян, В. Е. Основы композиции [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Е. Бадян, В. И. Денисенко. - М.: Академический проект, 2011. - 224 с. - 978-5-8291-1330-8. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137362
Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / Составитель Н.Н. Фомина,вступительные статьи Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева.: Карапуз; Москва; 2009
Баранова, Е. В. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Е. В. Баранова, А. М. Савельева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 59 с. - 978-5-86775-697-0.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212949
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: - М., 2002. – 93с.
Горяева, Н. А. Первые шаги в мире искусства [Текст]: программа для дошкольных образовательных учреждений / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвешение, 2011. – 206 с.
Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду [Электронный ресурс]: программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 200 с. - 978-5-86775-320-7. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=21186
Лыкова, И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности [Текст]: обзор программ дошкольного образования : справочное пособие / И. А. Лыкова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128 с. - (Программы ДОУ).
Цвиктария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования [Текст] : интегрированные занятия в ДОУ / Т. А. Цвиктария. - М. : Творческий Центр Сфера, 2011. - 122 с. - (Библиотека воспитателя).