Просмотр содержимого документа
«Консультация «Использование различных видов гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста».»
Консультация
«Использование различных видов гимнастики как средства оздоровления детей дошкольного возраста».
Фундаментальные исследования А.М.Фонарева, показали, что двигательная активность теснейшим образом связана с развитием речевой функции и функциональным состоянием мозга, с общей жизнедеятельностью ребенка. У ребенка существует врожденная функциональная связь между мышечной системой мозговыми структурами, между ними и деятельностью органов чувств, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребенка.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей,отмечаютбольшое стимулирующее значение функции руки. Сотрудникиинститутафизиологии детейи подростков установили, что уровеньразвития речидетей находитсяв прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, педагоги, физиологи, медики, постоянно подчеркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения родным языком, развитиянавыков письма. Однако этот развивающийпотенциал можетбыть реализован лишь в том случае, если движения рукребенка будут носитьосмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. По словам великого немецкого мыслителя И.Канта, рука являетсякак бы вышедшим наружу головным мозгом, можно сказать: именно мелкиемышцы руки подобны высшим отделам коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи.
Активно участвуя в возникновении образов воображения, движущиесяруки способны в буквальном смысле слова приоткрыть дверь в завтрашний день ребенка ив этом поможет использование пальчиковой гимнастики - комплекса упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.
Ещё с давних пор заметили, что воздействие на ладони и пальцы улучшает речь, память и работу внутренних органов. Народный фольклор известен стишками и потешками. Знаменитая «Сорока-белобока» передаётся из уст в уста, из поколения в поколение.
Доказано, что на ладони расположены биологические точки воздействия на внутренние органы. Массируя и сжимая ладонь и пальчики, мы улучшаем их работу и восстанавливаем защитные функции организма. Такие манипуляции активизируют речевые навыки, влияют на письменность. Пальчиковые игры для детей не только положительно влияют на динамику развития, но и отлично повышают настроение.
При работе над пальчиковыми играми и заданиями для пальцев детей, я стараюсь, чтобы дети не только создавали и воплощали посредством движений собственных рук, те или иные образы, но еще эмоционально вживались в них, больше того,входили вцелостное психосоматическое состояние, задаваемое образом, прислушивались к своим телесным ощущениям, не забывали про речевое сопровождение.
Работу по развитию движений пальцев и кистей рук ребенка я провожу систематически по 2-5 минут ежедневно с каждым ребенком. Особое внимание уделяю детям со слабым развитием мелкой моторики, а их большинство.
В начале дети могут испытывать значительные затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатывать упражнения нужно постепенно (один комплекс в течение одного месяца, одна игра в течение одной недели). Сначала дети осваивают умение строить фигуры из пальцев, заданные упражнениями. Потом можно планировать и включать элементы творчества, разыгрывать небольшие сценки, пересказы коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кистей и пальцев рук.
Ритмичные движения пальцами очень нравятся детям. С помощью пальцев можно разговаривать с людьми. Никогда не нужно принуждать детей к участию в игре. Игры пальцами очень заразительны, дети сами захотят играть в них.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев рук оказывает самомассаж, а так же разные детские игры, например: «Собери бусы», «Пальчиковый театр», «Расставь пальчики», и т.д., в которые дети с удовольствием играют.
Необходимо отметить и тот факт, что стремление насытить мозг ребенкавсе возрастающим объемом информации, превращает детей в «седунов». Чтобыне допускать этого на занятиях и самоподготовке, использую различные физминутки и смену деятельности. Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления из занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособностидетейнахорошем уровне.
Физкультминутку я провожу в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевального движения, выполнения движений под текст стихотворения, а также в виде любого двигательного действия и задания.
Общеразвивающие упражнения для физминуток использую для разных групп мышц (3-4 упражнения), физминутку заканчиваю прыжками, бегом на месте или ходьбой.
Подвижные игры для физминуток подбираю средней подвижности, которые не требуют большого пространства. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия. Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, интересны игры с различными персонажами: «Мышеловка», «Заинька» и т.д.
Танцевальные движения лучше использовать между структурными частями под звукозапись и, иногда, под пение самих детей. Под музыку дети в танце изображают падающие листья, птиц, животных и т.д.
При использовании физкультминутки, сопровождающейся текстом стихотворения, беру стихи с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения. Содержание текста стихотворения необходимо сочетать с темой занятия.
В качестве физминуток так же использую разные двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятие. Учитывая вышесказанное, предлагаю зам использовать разные виды гимнастики с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Комплексы физминуток (Приложение 1);
Комплексы пальчиковой гимнастики (Приложение 2).
Приложение 1
Комплекс физминуток
«Дружно мы живем».
Я иду, и ты идешь, раз, два, три.
Я пою, и ты поешь, раз, два, три.
Мы идем и поем, раз, два, три.
Очень дружно мы живем, раз, два, три.
(Дети имитируют движения.)
«Мы занимаемся».
Солнце глянуло в тетрадку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за воспитателем слова.)
3.«Листопад».
Дети свободно кружатся под спокойную музыку.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают).
И под ногами шуршат, шелестят (водят руками влево - вправо).
Будто опять закружиться хотят (бегают на носочках по кругу).
4. «Листочки».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закрутилисъ, полетели
И на землю снова сели.
(Дети имитируют движения.)
5. «Овощи».
Зайчишка-трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Моpковку нашел.
Сидит грызет,
Иди прочь
Хозяин идет.
(Выбрать водящего - хозяин, дети - зайцы имитируют движения. Когда появляется хозяин, дети убегают.)
«Вот так яблоко».
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву! (Дети имитируют движения.)
«Звериный дом».
У медведя дом большой (разводят руки),
А у зайки - маленький (сводят руки).
Наш медведь пошел домой (ходьба),
А за ним и заинька (прыжки).
«На прогулке».
Как головою между листвою
Дятел деревья долбит (движения головой вверх - вниз).
Как на рыбалку и вперевалку (бег на месте с разведением рук в стороны)
Гусь за гусыней бежит.
Гуси у самой реки (наклон вперед, руки назад)
Воду попили,
Крылья раскрыли (руки в стороны, плавные движения вверх - вниз)
И потихоньку пошли.
«Подуй на шарик».
Широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух, выпустить его в воображаемый шарик «ффф...». После этого-бег по кругу с воображаемыми шариками, затем их отпускают, машут им. (Упражнение выполняется под музыку.)
«Лошадки».
Конь меня в дорогу ждет (руки за спиной сцепленные сзади),
Бьет копытом у ворот (ритмичные поочередные поднятия ног),
На ветру играет гривой (покачивания головой)
Пышной сказочной,красивой.
Быстро на седло вскачу (поскакивание на месте),
Не поеду - полечу.
Цок - цок, цок - цок - 2 раза (поскакивание по кругу).
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой (помахать рукой).
«Матрешки».
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.
(Выполнять можно под музыку, движения придумать по тексту. Например, руки согнуты локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произношении с,юв «ладушки, ладушки» - дети хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, красивые сарафаны, кружатся.)
12. «Руки».
Где же, где же наши руки,
Где же наши руки?
Где же, где же наши руки?
Нету наших рук.
(Дети идут по кругу и прячут руки.)
Вот, вот наши руки,
Вот наши руки.
Пляшут, пляшут наши руки.
Пляшут наши руки.
(Дети протягивают руки, показывая их, выполняют различные движения.)
13. «Снежинки».
Кружатся снежинки (кружатся на носочках)
В воздухе морозном.
Падают на землю (медленно приседают, руками показывая плавное падение снежинок)
Кружевные звезды.
Вот одна упала (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка (бережно прикрывают «снежинку» на ладони другой ладошкой),
Подожди немножко.
14. «Снежная баба».
Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепим у дома (идут по кругу наклонившись: катят перед собой воображаемый КОМ).
Стоит эта баба у самых ворот (разглаживаю руками снег на бабе),
Никто не проедет! Никто не пройдет! (Грозят пальцем правой руки, потом левой.)
Знакома она уже всей детворе,
А Жучка все лает: «Чужой во дворе» (идут по кругу).
15. «Прогулка в зимнем лесу».
Мы пришли в зимний лес (ходьба по комнате),
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)
Справа - березка в шубе стоит (руки отводят в указанную сторону и смотрят),
Слева елка на нас глядит (отводят руку и прослеживают взглядом).
Снежинки в небе кружатся (движения «фонарики» и смотрят вверх),
На землю красиво ложатся (кружась, приседают).
Вот и зайка прискакал (прыжки),
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет (прыжки),
Он себе добычу ищет!
Все мы прячемся сейчас (приседают, прячась),
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит (имитируют сон),
Так всю зиму и проспит.
Пролетаютснегири (имитируют полет птиц),
Как красивы они!
В лесу красота и покой (разводят руки в стороны),
А нам пора уже домой (дети садятся на свои места).
«Вороны».
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны: Кар-кар-кар! (Громко.)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали: Кар-кар-кар! (Громко.)
Только к ночи замолкают
И все вместе засыпают: Кар-кар-кар! (Тихо.)
(Дети бегают, размахивая руками, как крыльями. Садятся на корточки, руки под щеку
засыпают.)
«Зайчики зимой».
Зайка беленький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка - прыг - и убежал.
Взялись зайцы за бока
Заплясали гопака.
прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
(Имитация всех движений)
18. «Медвежата».
Медвежата в чаще жили (идут по кругу, как медвежата и крутят головой),
Головой своей крутили.
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали (наклоны вперед, руки вперед),
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Приложение 2
КОМПЛЕКСЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
Комплекс №1.
Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь - вместе).
Ладошка-кулачок-ребро (на счет «раз-два-три»),
Пальчики здороваются (на счет «раз – два – три – четыре - пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим и т.д.).
Человечек (указательный и средний пальцы одной руки, потом другие бегают по столу).
Дети бегут наперегонки (движения как в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Игра по теме недели.
Комплекс №2.
1. Прятки (на счет «раз-два» сжимаем пальцы в кулак, разжимаем пальцы обеих рук одновременно, затем по очереди).
2. Петушок (пальцы переплетены, ладони сжаты, на счет «раз-два» пальцы разжать и снова сжать).
3. Друзья (разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, а затем другом руки, затем обеих рук вместе).
Коготки (сильное полусгибание и разгибание пальцев).
Большой веер (руки - от локтя превращаются в большой веер-опахало. Пальцы- кончики перьев веера - мягкие, гибкие, расслабленные. Обмахиваться веером нужно плавными движениями, чтобы действительно почувствовать на лице широкую струю воздуха от ладони).
Комплекс №3.
Выгибание кистей (выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди).
Сомкнутые ладони (сомкнуть ладони, руки перед грудью, наклоны вперед- назад с преодолением сопротивления).
Раскрыть ладони (сомкнуть ладони, руки вытянуты вперед, развести кисти в стороны, не размыкая запястий).
Сгибание пальцев (сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак - работаем одной рукой, потом другой, двумя одновременно).
Барабан (постукивание поочередно по столу подушечками одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно).
Игра по теме недели.
Комплекс №4.
Хлопки (свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно).
Подними палец (поочередное приподнимание и опускание пальцев кисти - кисти лежат на столе).
Разведение пальцев (ладони на столе - разведение пальцев врозь и сведение вместе).
Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок, затем сильно сжимать подушечки больших пальцев).
Кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положение рук меняется).
Игра по теме недели.
Комплекс №5.
Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки - одновременно и поочередно).
Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук)-
Очки-бинокль (образовывать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их и подвести к глазам. Образовывать два круга из большого и остальных пальцев - бинокль и подвести к глазам. Делать очки и бинокль поочередно).
Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить. Выполнить упражнение поочередно на одной и другой руке, а затем одновременно на двух руках).
Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. Работаем одной, потом другой рукой и одновременно двумя).
Игра по теме недели.
Комплекс №6.
1. Флажок (руки сжаты в кулак на счет «раз-два» большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе и снова сжать в кулак. Выполнять одной, потом другой укой и одновременно двумя руками).
2 Кольцо (поочередно большой палец соединяется с остальными. Выполнять одной, потом другой рукой и одновременно двумя руками).
3 Гнездо (руки в свободном положении, на счет «раз-два» соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
4 Цветок (то же, но пальцы разъединить).
5 Корни цветка (на счет раз-два руки прижать тыльной стороной друг к другу, пальцы в разные стороны).
6 Игра по теме недели.
Комплекс №7.
1. Пчела (указательным пальцем правой, затем левой руки вращать вокруг. Выполняем одной, потом другой рукой).
Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
Лодочка (прижать руки ладонями друг к другу, на счет раз-два слегка приоткрыть и вернуть их в исходное положение).
Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Игра по теме недели.
Комплекс №8.
Замок (на счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» - пальцы соединяются в замок).
Лиса и заяц (Лиса «крадется» - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигаться назад).
3. Паук (пальцы согнуты, средний палец поднят, большой и указательный поочередно передвигаются с безымянным и мизинцем. Выполнять правой, уютом левой рукой).
4. Бабочка (на счет «раз» - соединить тыльной стороной ладони, на счет «два-три- четыре» - качать пальцами, плотно сжатыми вместе, «бабочка машет крыльями»).
5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными, начиная с указательного, и обратно. Выполняется двумя руками одновременно).
6. Игра по теме недели.
Комплекс №9.
1. Гребешок (пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень. Затем то же выполняют пальцы левой руки).
2. Лесенка (ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного и правого пальца и т.д.).
3. Большой веер (руки - от локтя - превращаются в большой веер-опахало. Пальцы-кончики перьев веера - мягкие, гибкие, расслабленные. Обмахиваться веером нужно плавными, округлыми движениями, чтобы действительно почувствовать на лице широкую струю воздуха от ладони).
4. Кукольный веер (ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведен немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за другом тянутся к основанию ладони Последним сгибается мизинец).
5. Заводные машинки (пальцы в замок, не сцеплены только большие пальцы и превращаются в заводные машины. Ключ в руках ведущего. Ведущий «заводит» машины тремя поворотами ключа. Вздох - и машины трогаются с места, со звуком «ж-ж-ж!» Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод - пока хватает дыхания).