Консультация для воспитателей Конструирование из природного материала
Консультация для воспитателей Конструирование из природного материала
Конструирование из природного материала очень любимый вид продуктивной детской деятельности. Под детским конструированием понимают деятельность, в которой дети создают разные поделки и постройки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей Конструирование из природного материала»
Консультация для воспитателей
Конструирование из природного материала
Термин «конструирование» происходит от латинского слова construere – что означает создание модели, построение, приведение деталей в определенное соответствие.
Конструирование относится к продуктивным видом деятельности т.к. направлено на получение определенного продукта.
За основу определения основных особенностей детского конструирования взята позиция автора Парамоновой Ларисы Алексеевны (показать книгу)
Выделяют два вида конструирования: техническое и художественное.
К техническому типу относятся:
-конструирование из строительного материала(деревянные, окрашенные и не окрашенные детали геометрической формы);
- из деталей конструкторов (разный материал: пластмасса, дерево, металл и разные способы крепления деталей);
- из крупногобаритных модульных блоков (напольный строительный материал или мягкие модули).
К художественному типу относятся:
- конструирование из бумаги
- из природного материала
Особое место занимают компьютерное конструирование и создание конструкций из бросового материала. Они могут носить как технический, так и художественный характер, в зависимости от цели деятельности
Т. о. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки и постройки.
Конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.
Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре, в театрализованной деятельности, для украшения группы и участка, и используются в качестве подарка.
Существование двух видов детского конструирования – художественного и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве ими.
Конструирование из природного материала
Природный материал может быть использован в качестве строительного материала для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Дети знакомятся со свойствами материалов. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.
Из сырого песка выполняют постройки, например, дорогу, домик, мосты, с помощью специальных форм - пирожки и др.
В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок.
Из снега делают разные постройки, снеговика, фигурки зверей и др.
Конструирование из природного материала в большинстве образовательных программ вводится со средней группы. Дети делают игрушки, поделки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Важно так выбирать материал, чтобы в разных возрастных группах он дополнялся и был доступным.
Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Задача педагога научить создавать разнообразные художественные образы, в основе которых лежит овладение обобщенными способами создания образа с опорой на наглядность. (сделать поделку а на доске только схемы изготовления с использованием разных материалов).
Важно научить чувствовать специфику природного материала, его окраску, фактуру.
Сформировать умение подмечать в природном материале сходство с предметами действительности.
Основные этапы обучения:
1 этап- научить анализировать природный материал, как основу будущей поделки. Показать приемы изготовления новых образов такие как- достраивание или дополнение, убирание лишнего, изменение пространственного положения. Создать сам образ предмета и его части, простейшие движения.
(рыбка, ежик)
Важно что бы ребенок рассуждал, находил название, пытался сказать кого напоминает.(Что на что похоже)
Можно предлагать задания проблемного характера. (например. Кусочки древесной коры разной формы и величины и надо придумать, что будет. Есть материал, но нет названия работы).
Интересный прием, это выполнение поделки с продолжением- на занятии ребенок придумал предмет, (из куска коры сделал лесовика), на следующем занятии объединить поделки в композиции. (3-4 разные работы соединяют в единый сюжет).
2 этап- формирование умения выполнять поделку дополняя ее различными деталями. (лягушка) (Лесовичку в руки дать корзинку, тросточку, колокольчик, друга дать -зайку, собачку.). важно научить сначала сформировать замысел своей поделки.
Усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов, соединение деталей (пластилин, клей, вставление друг друга).
3 этап- должно преобладать сюжетное конструирование (147-)
Важно при проведении занятий выбор методов, таких как использование вариативных образцов. Создание проблемных ситуаций. …
Т.о. при обучении конструированию из природного материала должно быть правильное руководство взрослого: индивидуальный подход, выбор мотивации, сотрудничество, Важно что бы обучение конструирование способствовало развитию творческого воображения.