Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей логопедической группы «культура речевого общения»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»
г. Калининград
«НЕПОНИМАНИЕ ДРУГОГО
ЧАСТО СТАНОВИТСЯ ПРИЧИНОЙСТРАХА, ОТЧУЖДЕННОСТИ,
ВРАЖДЕБНОСТИ»
(Азбука общения)
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способностикак индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения.
Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями.
Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Полезно побеседовать с ребенком, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Желательно обсудить с ребенком важность жестов и мимики для выразительности речи. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) и слишком мало (молчуны), для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.
Мы в своей группе проводим с детьми игры на развитие коммуникативных способностей. В частности, важность речевого общения подтверждается играми из раздела «Я и мой язык» (популярное пособие для родителей и педагогов «Учим детей общению»): «Иностранец», «Через стекло», «Изобрази сказку», «Испорченный телефон» - эта игра направлена на понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником.
(Проводится игра «Испорченный телефон» сначала только с детьми, затем с детьми и родителями). Обсуждается с родителями значение игры и ее роль в развитии культуры речевого общения. Предлагается проводить эту и другие речевые игры в кругу семьи.
В 4-5 лет ребенок уже сознательно вежлив, сдержан в поведении. Общаясь, он не перебивает собеседника. Правда, это еще плохо получается. Нужно учить его терпеливо ждать своей очереди – высказать собственные мысли. Без терпения и выдержки сложно адаптироваться в детском учреждении. Возникнут трудности в общении. Поэтому, чтобы ребенок не стал эгоистом, нужно учить его считаться с интересами других. Ко взрослым ребенок должен обращаться по имени и отчеству. Посторонним взрослым говорить: «Вы» и употреблять слова «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «здравствуйте».
Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Часто мы не замечаем, как держимся дома, но еще хуже, когда мы совершенно невоспитанно ведем себя с нашими детьми, забывая говорить им «спасибо» и «пожалуйста», перебивая его в разговоре. Не только на специальных занятиях в детском саду или индивидуально дома, а в повседневной жизни, детям нужно подавать хороший пример, стараясь привить хорошие манеры как бы случайно, незаметно, не спеша, терпеливо.