Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей будущих успешных первоклассников»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
«ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ»
В жизни каждой семьи наступает однажды радостный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс
И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встаёт вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему учебному труду?
Многие родители считают, что если ребёнок умеет считать и читать, он готов к школе.
Чтение и счёт- это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения.
Бесспорно, беглое чтение, осознанный счёт положительно скажутся на обучении, но важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы предпосылки учебной деятельности и все составляющие, необходимые для успешного обучения.
^ Психологическая зрелость предусматривает готовность основных психических сфер ребёнка к систематическому обучению:
мотивационной (желание учиться, интерес к получению знаний) ;
волевой (умение управлять своим поведением, т.е.выполнение определённых правил, отказ от некоторых своих желаний, например, поиграть в машинки прямо сейчас);
умственной (интеллектуальная готовность, т. е. тот уровень знаний и умений, которого достиг ребёнок, поступающий в первый класс);
социальной (умение ребёнка работать в коллективе, общаться со сверстниками считаться с мнением других детей, сформированность таких качеств, как доброжелательность, уважительное отношение к товарищам, общительность, готовность проявить сочувствие. Наличие таких черт в поведении создаёт эмоционально-положительный тон общения со сверстниками в школе, а, значит, способствует успешному прохождению периода адаптации.);
зрелость неречевых функций (зрительное восприятие, моторная сфера, пространственно-временные отношения);
зрелость речевых функций (звукопроизношения, фонематических процессов, лексики и грамматического строя речи).
Недоразвитие речевых функций отрицательно сказывается на состоянии речи детей, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления, поскольку речь и мышление взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга.
Речь маленьких детей в период формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения.
Первая причина - в недостаточном развитии движений органов артикуляционного аппарата: языка губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Вторая причина - в недостаточной сформированности речевого, или фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином,42 фонемы (от греческого слова phonema, что означает «звук речи»): 6 гласных и 36 согласных.
На дошкольном этапе у большинства детей ещё отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих (с, з, ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), сонорных (л, р), реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребёнка всё более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребёнок говорит совсем чисто.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и родители, и педагоги. Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.
Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.
Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была вполне полноценной -правильной и внятной.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Овладеть правильным звукопроизношением помогает развитие точной артикуляции звука.
Надо воспитывать у детей привычку смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями его губ, языка.
В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию. Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно.
Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т.п.
Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нём чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы.
И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребёнка в речевом развитии.
Осталось совсем немного времени до поступления ребёнка в школу, а его речь отстаёт от возрастной нормы.
Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний), в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи или в заменах одних речевых звуков другими и пр.
Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним, ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребёнком.
Подобная манера общения не только не стимулирует ребёнка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
К сожалению, все эти признаки речевого недоразвития ребёнка-дошкольника чаще всего остаются незамеченными, не привлекают внимания родителей, поскольку и при наличии таких отклонений ребёнок всё же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью.
Хотя назвать невнятное, неправильно произносимое и безграмотное проговаривание слов речью, согласитесь очень трудно.
И вот, когда в начальный период школьного обучения к речи начинают предъявлять гораздо более высокие требования, ребёнок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении.
Ребёнок оказывается недостаточно готов к началу школьного обучения.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе.
По оценкам психологов, на успеваемость влияют 200 факторов.
Самый главный из них - овладение навыком чтения.
Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся.
Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляет нас обратиться к истокам, т. е. к дошкольному возрасту.
Анализ исследований на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7 летнего возраста, показал, что более половины (55,5%)детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.
Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот.
Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала.
Если устной речью ребёнок овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть.
И чем лучше будет развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Отставание в речевом развитии может помешать хорошей учёбе и привести к появлению специфических ошибок, например, на уроках русского языка .
Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.
В таком случае ребёнку необходима помощь логопеда. Отставание в речевом развитии приводит к достаточно стойким фонетико-фонематическим нарушениям, к нарушению лексико-грамматического строя речи, связной речи, оптическим и кинетическим нарушениям. Все эти нарушения сопровождаются расстройствами письма.
Логопед проводит коррекционную работу по преодолению всех названных здесь форм нарушений письма.
Овладение речью - это сложный многосторонний психический процесс. Правильное звукопроизношение-всего лишь одна из сторон этого процесса.
Ребёнок дошкольного возраста должен не только научиться чётко и правильно произносить звуки, но и обладать достаточным для своего возраста словарным запасом, уметь связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе и падеже, правильно строить фразы и многое другое.
Если у ребёнка есть проблемы в каком- то из этих аспектов, а у родителей есть желание самим помочь своему малышу, нуждающемуся в логопедической помощи (частная логопедическая помощь стоит сейчас недёшево), то следующее занятие в воскресной школе мы посвятим практическим приёмам по устранению дефектов произношения.
Они помогут мамам и папам самостоятельно исправить речевые недостатки своих детей.