Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения."»
Консультация для педагогов "Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения."
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко.
Сухую ветвь один огонь исправит»
(Саади.)
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье. В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Цель: Вовлечение родителей воспитанников в единое образовательное пространство; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений.
Задачи:
•Приобщить родителей к жизни детского сада. •Объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка. •Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями. •Привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организацию интересных форм работы. •Вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей. •Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей.
Предполагаемый результат:
• Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями. • Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федерального государственного образовательного стандарта ДО. • Повышение профессиональной компетентности педагогов. • Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов. • Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Главный момент в контексте «Семья – детский сад» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребёнка. Признавая приоритет семейного воспитания, необходимо перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в рамках открытого детского сада.
Вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско- педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.
Выделяются два основных направления взаимодействия с семьей:
1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки – передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы. 2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации совместных мероприятий.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу нужно постараться организовать компактной, но эффективной.
Основные принципы организации работы с семьёй:
Открытость детского сада для семьи.
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Отсутствие формализма в организации работы с семьёй.
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.
Самыми эффективными формами взаимодействия с родителями воспитанников являются:
родительские собрания, которые проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной форме (круглый стол, диспут, КВН, игротека, мастер-класс и т.д.), с привлечением специалистов детского сада (муз. руководителя, инструктора по физ. культуре, мед. сестры и т.д.) и других специалистов из общественных организаций (библиотекарь, сотрудники полиции, педиатр и. прочие).
Совместные досуги и праздники, а также привлечение родителей при проведении непосредственно образовательной деятельности.
Проведение акций различной направленности.
Привлечение родителей воспитанников в творческих тематических выставках, конкурсах различного уровня, вида и направления.
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство гордости за своих родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
родительские уголки.
групповой альбом.
родительская газета.
фотовыставки.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Еще одной формой вовлечения родителей являются консультации и беседы для родителей:
Педагогические, медицинские, психологические и т.д. Они проводятся, как коллективно, так и индивидуально. Информационно-коммуникативные формы: Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На сайте ДОО любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОО, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников.
Советы, которые помогут активизировать участие родителей:
• Проявляйте взаимное уважение друг к другу. • Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им. • Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы. • Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание. • Помните! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. • Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду. • Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется. • Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей. • Будьте терпеливыми к ним. • Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки. • Поддерживайте тесные контакты. • Высказывайте свою признательность им. • Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию. • Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью. • Поощряйте посещаемость родительских собраний. • Сохраняйте конфиденциальность любой информации. • Обучайтесь навыкам сотрудничества. • Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.