Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей. "Почему ребенок не хочет ходить в детский сад?"»
Почему ребенок не хочет ходить в детский сад?
Причин, по которым ребенок не хочет идти в детский сад, может быть множество.
Самая существенная причина - естественное нежелание ребенка отрываться от домашней обстановки и привычного окружения.
Малыш, не умея мыслить во временной перспективе, воспринимает каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. Это будет длиться до тех пор, пока он не усвоит новый для него порядок встреч и расставаний, не привыкнет к ребятам и воспитателям. Ведь даже кошка или собака, оставленная на выходные на попечение соседей, ведет себя неестественно. Что же говорить о таком сложном существе, как человек. Ребенок не всегда быстро и безболезненно привыкает к шуму, множеству людей, эмоциональной обособленности жизни в детском гаду. Некоторые страдают от этого месяцами. А принуждение ходить туда, где малыш чувствует себя дискомфортно, подрывает в его душе веру в родительскую любовь.
Другая причина нежелания ребенка посещать детский сад- это болезненно проходящая смена режима и обстановки. И занятия, и распорядок дня в детском саду рассчитаны на усредненную возрастную норму, они порой не учитывают индивидуальных особенностей детей. В связи с этим многие родители сталкиваются с проблемой тяжелых утренних подъемов или жалоб ребенка на мучительность для него некоторых моментов режима, например тихого часа.
Приучение ребенка к режиму - это формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, есть и гулять по часам. При этом нужно иметь в виду, что на каждые сто детей приходится два-три случая длительной или полной дезадаптации к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, длительное время просидевшие дома с мамой или бабушкой.
Как я уже отмечалось, лучший возраст для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму детского сада - от двух до трех лет. А наименее благоприятный - четыре года и промежуток от пяти до шести лет. Не забывайте об этом, дорогие родители, когда решите отдать свое чадо в детский сад.
Еще одна причина, по которой ребенок не хочет идти в детский сад, - непривычная для него пища.
В детском саду трёх - четырёхразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. Однако нередко родители жалуются на то, что дети плохо едят в садике, особенно это касается таких блюд, как супы и каши. Если в домашнем меню мы можем достаточно долгое время обходиться без них, то рацион детского питания в детском саду предполагает ежедневное их употребление.
Каша, приготовленная на молоке, часто пригорает. Малышам же достаточно один раз попробовать продукт с запахом или вкусом пригоревшего молока, и его вид станет вызывать отвращение. Дети начинают отказываться от пищи, т. к. пищевые рефлексы формируются очень быстро. Нужно заметить, что это не просто каприз, а стойкая реакция организма: прекращаются слюноотделение и выделение желудочного сока, появляются позывы к рвоте. А пища, скормленная насильно, надолго задерживается в желудке, вызывая неприятные ощущения и даже боли.
Теперь немного о супах. Потребление их - дело достаточно сложное и деликатное. Блюдо - то это жидкое, однако пить его нельзя. Аккуратно есть его ложкой умеет далеко не каждый дошкольник. Кроме того, в супе встречаются такие малоаппетитные с точки зрения детей продукты, как жареный лук, морковь, жир. Очень многие дети не выносят их вкуса и запаха. Индивидуальная избирательность тоже играет здесь немаловажную роль. Кто-то не любит рыбный, кто-то молочный или рисовый суп, а выбора опять-таки нет. Вот и приходится малышам сидеть по 30 - 40 минут над тарелкой с остывшим супом, в то время как вся группа уже отправилась в спальню на тихий час. И если в домашних условиях мы можем достаточно легко заменить одно блюдо другим, то сделать это в садике значительно сложнее. Здесь существуют утвержденные нормы питания, организованно осуществляется закупка продуктов и их распределение по группам, замена же (например, вместо первого блюда - два вторых) не предусмотрена.
Нелюбовь к определенным блюдам дети могут перенести на детский сад в целом. Объяснить же, почему это произошло, ребята не в состоянии.
Одна из самых важных и распространенных причин, по которой ребенок может отказываться посещать детский сад, - нелюбимый воспитатель.
Существует перечень требований, которым должны соответствовать детские сады. Эти требования определяют качество ухода за детьми. В перечень входят:
соответствующее помещение и персонал;
наличие необходимых для ребенка вещей: игрушек, мебели, оборудования;
вкусная, полноценная, хорошо приготовленная и имеющая привлекательный вид пища;
сердечно и дружелюбно настроенные к детям и родителям воспитатели;
оборудование для физических упражнений и тренировок;
возможность выбора вида активности;
умение воспитателей заинтересовать и вовлечь детей в игры и занятия;
безопасное оборудование помещений и игровых площадок;
диетическое питание для нуждающихся в нем детей ослабленных, больных и т. п.);
поощрение детей;
регулярное чередование активных игр и спокойных занятий с отдыхом;
участие родителей в жизни детского сада;
регулярное проведение родительских конференций (собраний) с привлечением персонала детского сада;
элементы новизны и оригинальности в программах детского сада;
постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.
Из приведенного перечня шесть пунктов - более трети выдвигаемых требований - касаются установок и умений персонала детского сада.
Дети обостренно чувствуют настрой и отношение к ним работающих в детском саду людей. Они моментально распознают недоброжелательность, неискренность и отвечают тем же, то есть лишением своей любви и уважения. Поэтому, если не только ваш ребенок, но и другие воспитанники отрицательно относятся к кому - либо из персонала, дело не в их невоспитанности, а в самом воспитатиле.
Часто в категорию нелюбимых попадают те воспитатели, которые, чрезмерно опасаясь за жизнь и безопасность своих воспитанников, неразумно ограничивают их свободу и активность. "Прекрати бегать!", "Куда ты забрался?", "Перестаньте размахивать палками!", "Гуляем только на участке!", "Что еще за игру вы придумали?", "Кто разрешил?" - вот типичные выражения, которые свидетельствуют о страхе перед личной с ответственностью работников за вверенных им детей.
Малыши двух-трех лет обычно достаточно легко подчиняются, а вот среди детей постарше обязательно найдется свободолюбивая личность, которая не станет мириться с подобными ограничениями. Такие дети могут устраивать побеги из сада, что еще больше осложняет их взаимоотношения с воспитателями.
Встречаются случаи, когда воспитатели подавляют активность отдельных детей с помощью наказаний: малышей выставляют в раздевалку, если они разговаривают во время тихого часа, насильно кормят, если они не успевают за другими или отказываются от еды, и т. д. Такое поведение воспитателей также отбивает у детей желание посещать детский сад.
Дети, напоминающие своим поведением улиток или раков-отшельников, живущие в своих замкнутых мирках и реагирующие на попытки взаимодействия с ними уходом в свои "скорлупки". Они не нуждаются в коллективном общении, ведут себя обособленно, не имеют друзей. Причиной происходящего является так называемое детское одиночество - вещь довольно страшная и, увы, распространенная. Многие родители, решая материальные, профессиональные, личные и другие проблемы, предоставляют малыша самому себе, ограничивая взаимоотношения с ним вопросами ухода.
Нередко такого ребенка прекращают водить в сад, так как он не вписывается в коллектив сверстников.
Прежде всего надо понять, что каждый человек, в том числе и маленький, имеет индивидуальную степень выраженности потребностей. Есть люди, которые едят значительно меньше, чем другие, и не потому, что соблюдают диету, а потому, что потребность в пище у них не столь велика и насыщение наступает раньше.
То же происходит и с потребностью в общении. У одних она сильнее, у других - слабее. И если взрослые могут принудить себя из вежливости поддерживать неинтересный разговор, то дети, откровеннее выражая свои чувства и мысли, просто перестанут общаться.
Часто причиной предпочтения одиночества и нежелания ходить в детский сад становятся травмирующие обстоятельства. Малыша в детском саду могли обидеть, обозвать, дать ему прозвище. После подобных инцидентов он больше не хочет общаться с обидевшими его детьми, а порой и вообще замыкается в себе.
Бывает, что, играя в детском саду, он по неосторожности толкнул товарища, попал ему в лицо снежком или песком. Вид крови или слезы сверстника могли произвести сильнейшее впечатление на психику малыша. В результате - отказ от игр, прогулок, вообще от детского сада. А на все уговоры родителей он будет отвечать безутешными слезами.
В этом случае настойчивость и принуждение со стороны взрослых (родителей, воспитателей) только помешают восстановлению душевного равновесия ребенка. Поэтому следует запастись терпением и постараться спокойно обсудить с малышом это происшествие, помочь ему преодолеть испуг.
Нежелание ходить в садик может проистекать и из-за частых болезней ребенка. Замечательно, когда дети здоровы. Увы, это бывает не всегда. Десять детей на каждую тысячу новорожденных уже страдают тем или иным недугом. Кроме тяжелых соматических и психических болезней, малышей подстерегают травмы и инфекции. По этим причинам многие дети вынуждены сидеть дома.
Поведение больного ребенка во многом отличается от поведения здорового. Одни дети становятся крайне раздражительными, плачут, кричат, требуют присутствия взрослого и тут же прогоняют его, отказываются от игрушек и любимых блюд, мало спят. Другие, заболев, становятся грустными и безразличными, ими овладевает апатия.
Иногда дети стараются вызвать к себе жалость, преувеличивая свои страдания.
У часто болеющих детей, которые редко ходят в детский сад, мало друзей, что не может не беспокоить их родителей и воспитателей, да и сами малыши страдают от этого.
Склонность детей к частым болезням создает вокруг них атмосферу разобщенности. Девочки и мальчики старше четырех лет, посещающие одну группу, организуют совместные игры, которые могут длиться в течение нескольких дней. Каждый ребенок получает в них свою роль, приобретает определенный социальный статус. Если ребенок из-за болезни часто остается дома, он исключается из групповых игр. К тому же прочность дружеских связей между дошкольниками во многом определяется продолжительностью их общения, поэтому у часто болеющих детей мало или вообще нет друзей. Вследствие этого у них исчезает желание ходить в детский сад, так как там им становится скучно и неинтересно; они чувствуют себя одинокими.
Таким образом, существует много причин, по которым дети не желают ходить в детский сад. Задача родителей - помочь им преодолеть все те проблемы, о которых шла речь выше, сделать все возможное, чтобы малыши с удовольствием посещали детсад.