Консультация для родителей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Консультация для родителей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, т.к. это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих лю-дей. Тяжело и родителям, которые видят неутеш-ное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Период привыкания детей неизменно сложная проблема. Данная консультация поможет родителям малышей менее болезненно приспособиться к новому окружению и новым отношениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада" »
МАОУ «Зиновская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение
детский сад «Колосок»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Паничева Светлана Валерьевна, воспитатель.
Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, т.к. это период адаптации к но-вым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих лю-дей. Тяжело и родителям, которые видят неутеш-ное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Пе-риод привыкания детей неизменно сложная пробле-ма.
Н.М. Аксарина о раннем возрасте приводит пример: садовник, бережно пересаживает молодое дерево, выкапывает его с частью почвы, на кото-рой оно произрастало и затем любовью ухажива-ет за ним, поливает его, но приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут. Так и ребенок период адаптации тяжело перено-сит.
АДАПТАЦИЯ - это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка до-школьное учреждение, несомненно, является но-вым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реак-ций, характер которых зависит от психофизиоло-гических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различ-ны.
Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и для взрослых и
детей значительно меняется.
Выделяют три фазы адаптации-
онного процесса:
1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и пси-
хическом статусе, что приводит
к снижению веса, частыми рес-
пираторными заболеваниям, нарушению сна, сни-жению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. Подострая фаза - характеризуется адек-ватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдель-ным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средним возрастными нормами (длится 3-5 меся-цев);
3. Фаза компенсации - характеризуется убыстрением темпа развития, в результате де-ти к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Для всей семьи период адаптации индивидуа-лен, он может иметь разную длительность.
Различают четыре степени тяжести про-хождение адаптации:
легкая адаптация - ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нор-мализуются в течении 1-2 недель;
средняя адаптация - в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, крат-ковременность беспокойность сна. Этот период длится 20 - 40 дней;
тяжелая адаптация - длится от 2- до 6 месяцев. Ребенок болеет, теряет в весе, появля-ются патологические привычки: грызение ногтей, сосание пальца, возникает стойкий энурез.
очень тяжелая адаптация –
около полугода и более. Встает вопрос
- стоит ли ребенку оставаться в
детском саду, возможно он «несадовс-
кий» ребенок.
Что делать, когда возни-
кают трудности в адаптации?
Родителям необходимо инте-
ресоваться, как ведет себя ребе-
нок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выпол-нять элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома? Вос-питатели готовы поделиться с родителями та-кой информацией. Ведь наиболее успешно адапта-ция проходит тогда, когда и в группе, и в семье требования будут похожими.
Дети раннего возраста настороженно отно-сятся к незнакомым людям, они переживают нор-мативный кризис развития, который выражается в проявлениях негативизма в отношении близких людей. Поэтому они могут давать бурные протес-тные реакции, капризничать, когда мама соби-рает в детский сад. В этом случае, надо интере-соваться у воспитателей, как чувствует себя ре-бенок в группе: если малыш быстро успокаивает-ся, оставшись без мамы, а вечером не хочет ухо-дить из сада, значит, адаптация идет благопо-лучно и беспокоиться не о чем.
У некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает его адаптивные ресур-сы. Таких детей лучше подольше держать дома, посещая группы развития. А в садик отдавать ближе к 5 годам.
Если адаптационный период затягивается и имеют место трудности адаптации, проявляю-щиеся в вегетативных изменениях:
плохой сон, аппетит, снижение
настроение, слезы, постоянные
болезни, то следует бить тревогу.
прежде всего, надо выслушать ребенка.
Однако маленькие дети не всегда
могут сформулировать свои мыс-
ли и чувства, но могут выра-
зить их в процессе рисования, леп-
ки, игры с куклами. Здесь помогут
советы медсестры и психолога.
Нельзя ребенка насильно заставлять что- то делать, родители должны знать, что капризы, упрямство, ухудшение сна и аппетита – времен-ные реакции, которые можно преодолеть особым вниманием и чуткостью, но не заласкиванием, по-мощью во всем. Во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ре-бенка таким, каков он есть, не высказывая неудо-вольствие от неадекватного поведения, отсутст-вие самостоятельности.
Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду
Расскажите ребенку, что такое детский сад,
зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.
Проходя мимо детского сада, с радостью напо-минайте ребенку, как ему повезло - скоро он смо-жет ходить сюда. Рассказывайте родным и зна-комым в присутствии малыша о своей удаче, гово-рите, что гордитесь своим ребенком, ведь его при-няли в детский сад.
Подробно расскажите ребенку о режиме детс-кого сада: что, как и в какой последовательности от будет делать. Чем подробнее будет ваш рас-сказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет
делать в саду после прогулки, куда
укладывать свои вещи, кто ему будет
помогать раздеваться, и что он будет
делать после обеда. Вопросами та-
кого рода вы можете проконтро-
лировать, хорошо ли ребенок за-
помнил последовательность со-
бытий. Когда ребенок видит, что
ожидаемое событие происходит,
как и было обещано, он чувствует
себя увереннее.
Поговорите с ребенком о возможных труднос-тях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает.
Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить» и тебе наль-ют воды. Если ты захочешь в туалет, скажи об этом. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет мно-го детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспита-тель не сможет одеть всех сразу детей, тебе при-дется немножко подождать».
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по именам, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
Помните, что на привыкание ребенка к детско-му саду может потребоваться до полугода. Рас-считывайте свои силы, возможности и планы. Лучше если на этот период у семьи будет возмож-ность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Убедитесь в собственной уверенности, что в ва-шей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сом-неваются в целесообразности садовского воспита-ния. Любимые ваши колебания ребен-
ка использует для того, чтобы воспро-
тивится расставанию с родителями.
Легче и быстрее привыкают те дети,
у родителей которых нет альтерна-
тивы детскому саду.
Ребенок привыкнет тем –
быстрее, чем с большим коли-
чеством детей и взрослых смо-
жет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Маше. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддерж-кой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще бу-дет привыкнуть вашему ребенку.
Совершенных людей нет. Будьте снисходи-тельны и терпимы к другим. Тем не менее, прояс-нять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Де-лайте это в мягкой форме или через специалис-тов.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудни-ков. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддержи-вайте малыша. Теперь вы проводите с ним мень-ше времени. Компенсируйте это качеством об-щения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малы-шу: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что- то новое, всегда сна-чала страшно, а потом привыкаешь и становит-ся интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!"
Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список
рекомендаций и попытайтесь
выполнить те рекомендации,
о которых вы забыли.
Памятка для родителей.
Ваш малыш пришел в детский сад. Для него на-чалась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций.
Постарайтесь создать в семье спокойную, дру-жескую атмосферу.
Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
Будьте терпеливы.
Формируйте у ребенка навыки самообслужи-вания и личной гигиены.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяй-те круг общения со взрослыми.
Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комменти-руйте его действия).
Говорите с ребенком короткими фразами, мед-ленно, в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объ-яснения.
Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»
Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые