kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов Учёт типов темперамента в работе с детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение).  Темперамент – черта врожденная. Его изменить никто не в силах. Появившемуся на свет малышу уже присущ определенный набор свойств нервной системы, который в будущем опреде-лит развитие его психики, его характера, способа выражения эмоций, умений овладевать новыми знаниями, склонностей к какому-либо виду деятельности и т.д. Обычно темперамент наследуется от одного из родителей или от обоих в одинаковой степени. Однако не надо путать темперамент с невоспитан-ностью, безответственностью и прочими недостатками воспитания.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов Учёт типов темперамента в работе с детьми »

Рудный қаласының әкімдігі «№ 11 балабақша» КМҚК

КГКП «Ясли - сад №11» акимата города Рудного













Беседа - консультация

для педагогов




Учёт типов темперамента

в работе с детьми









Педагог – психолог:

Яковенко Т.В.











п. Качар

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Темперамент – черта врожденная. Его изменить никто не в силах. Появившемуся на свет малышу уже присущ определенный набор свойств нервной системы, который в будущем опреде-лит развитие его психики, его характера, способа выражения эмоций, умений овладевать новыми знаниями, склонностей к какому-либо виду деятельности и т.д. Обычно темперамент наследуется от одного из родителей или от обоих в одинаковой степени. Однако не надо путать темперамент с невоспитан-ностью, безответственностью и прочими недостатками воспитания. Темперамент влияет: - на скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность; - на темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику; - на поступки людей;

- на поведение и формирование характера.

Развитие характера и темперамента является взаимообусловленным процесс-сом. Но темперамент надо отличать от характера. Характер — целостные свойства личности, постоянно проявляющиеся в её поведении (в отношениях к миру и людям). Характер личности состоит из привычек и установок.

Темперамент имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности. О темпераменте говорят врожденные особенности: (какой?) ребенок актив-ный, энергичный, эмоциональный, чувствительный и пр. От типа темпера-мента зависят образ действий и манера поведения в окружающей обстановке. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флег-матика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша.

С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием харак-тера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицатель-ные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. Если разобраться, в любом коллективе можно выделить таких людей,которые являются его душой, — это сангвиники. А его движущей силой — холерики. Флегматики составляют совесть коллектива, а мозговым центром будут меланхолики.

Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка. Расстройства поведения определяются воспитани-ем, и вероятность их возникновения зависит от свойств темперамента лишь постольку, поскольку воспитание, его методы, средства и вообще воздейст-вие окружающей среды на ребенка не соответствуют и даже противоречат особенностям темперамента. При крайней дисгармонии воспитательных воз-действий и особенностей темперамента дело может дойти до серьёзных рас-стройств поведения, приводящих к нервным срывам и психологическим за-болеваниям, либо к тяжелым искривлениям последующего жизненного пути ребёнка. Например, постоянная «гонка» в ускорении темпов деятельности на занятиях


Особенности воспитания ХОЛЕРИКА

В отношении холериков необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность помогают им занять в «детском обществе» благоприятное положение. Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность воспитания возбудимого ребенка нередко усугубляется неправильным отношениием к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдерживают его подвижность. Не надо запрещать ему быть активным, не надо водить за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы его активность находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия – окрики, шлепки, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей слабый тормоз-ной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор. Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме. Целесообразно ограничивать все, возбуждающее нервную систему, особенно во второй половине дня перед сном. Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сообразительности, сосредоточенности: настольные игры, выпиливание, конструирование, рисование – словом, все то, что может увлечь и требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянное трудовое поручение, это дисциплинирует, воспитывает умение управлять собой.
Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. С детьми старшего дошкольного возраста можно говорить о недопустимости резких вспышек, неблаговидных выходок. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребёнок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, его надо понять и помочь. Педагоги должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, вызывают резкое противодействие и даже ненависть.

Рекомендации по взаимодействию с ребёнком - холериком

Энергию холерика используйте «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью.

Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.

Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.

У ребенка должны быть трудовые обязанности.

Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.

Приучайте ребенка к правилам, этике общения.

С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек.

Строго соблюдать режим дня.

Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь».

Разговаривайте с ребенком о его поведении.

Не позволяйте ребенку быть хозяином положения и всех вести за собой.

Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.

Научитесь предвидеть выброс сил холерика.


Особенности воспитания САНГВИНИКА

Одной из задач воспитания ребенка сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов.
Сангвиники быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою первоначальную привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключается на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое дело было закончено, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и ничего не доводить до конца может стать свойством характера.
Очень важно с малых лет учить ребенка внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных, глубоких взаимоотношений сангвиника со сверстниками, тому, чтобы его новые знакомства не вытесняли старые привязанности. Не следует ограничивать живость и активность сангвиника, однако полезно учить его сдерживать при необходимости свои порывы, считаться с притязаниями других.

Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора.

Рекомендации по взаимодействию с ребёнком - сангвиником

Проявляйте строгость и требовательность.

Контролируйте его действия и поступки.

Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством;

Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.

Учите внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.

Формируйте устойчивость и устойчивость интересов.

Мотивируйте деятельность  ребенка, через необходимость кому-либо помочь.

Подходить к сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.

По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.


Особенности воспитания ФЛЕГМАТИКА

В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо де-лать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви. Взрослым необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным. Частой ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и вместо того, чтобы торопиться, он действует медленнее. Нельзя медлительных детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это важно учитывать при проведении спортивных игр и упражнений. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики. Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти ему на помощь. В таком случае ребенок никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро». Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период раскачки может растянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком. Но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал инициативу в свои руки. С флегматиком нужно как можно больше общаться и учить его выражать свои чувства.

Все это поможет превратить «тихоню»-флегматика в старательного, аккуратного, вдумчивого, трудолюбивого человека, значимого для сверстников, любимого ими.

Рекомендации по взаимодействию с ребёнком - флегматиком

Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка правильным приемам одевания, ухода за вещами.

Не торопите ребенка.

Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.

Хвалите за скорые действия.

Приучать к движениям, занимайтесь гимнастикой.

Ходите в гости; давайте поручения ребенку пойти к кому-либо.

Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.

Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.

Уважайте его внутренний покой.

Обращайтесь к флегматику в случае необходимости.


Особенности воспитания МЕЛАНХОЛИКА

Взрослые должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, несоревновательные игры.
В воспитании ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. После того как ребенок освоится, этот круг можно расширить. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, нелегко отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от совместных игр, не разговаривают со сверстниками. Первые дни пребывания такого ребенка в детском саду требуют особого внимания со стороны воспитателя. Надо проявить внимание, чуткость, надо расположить к себе ребенка, вызвать доверие (в противном случае он будет долго страдать). Надо учесть, что меланхолики – интроверты. Они чаще «общаются» с игровыми атрибутами, планируют свои действия без побуждения со стороны других людей. Очень важно помочь им найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность.
У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей. Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха. Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживанием и др. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, занятиях (в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности). Важно учитывать это в воспитательной работе. Такому ребенку обязательно нужно помочь научиться самостоятельности и стать более решительным. Его нужно настраивать видеть хорошее даже в плохих событиях. Родители должны общаться с ним по душам как можно чаще. Приказания или крики бесполезны.

Рекомендации по взаимодействию с ребёнком – меланхоликом.

Придерживайтесь принципа постепенности.

Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств.

На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.

Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его  регулировать свои движения, преодолевать трудности.

Взрослым детям помогать действиями и советом.

Развивайте общение ребенка.

Поддерживайте положительные эмоции ребенка.

Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.

Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.

Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое.

Уважайте внутренний мир ребенка.























Учебная деятельность

Включаемость/отвлекаемость

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Включается в процесс деятельности быстро, но также быстро и отвлекается

Включается в процесс деятельности быстро, может сосредоточиться на работе достаточно долго

Включается в процесс деятельности медленно, может сосредоточиться на работе достаточно долго

Включается в процесс деятельности медленно, но быстро истощается, «выпадает» из урока

Тестовые задания

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Быстро выполняет тесты, часто особенно не задумываясь, потом много исправлений

Пишет иногда черновик очень сокращенно или даже вовсе не пользуется им и много проверяет и исправляет свою работу

 

Долго думает над каждым вопросом, если не уверен, пропускает его, чтобы потом вернуться. Очень часто показывает хорошие результаты, чем при устном ответе

Благодаря неуверенности в себе и тревожность много времени тратит на составление черновика, его проверку и исправление и сравнительно меньше на переписку начисто. Очень часто показывает хорошие результаты, чем при устном ответе

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для педагогов Учёт типов темперамента в работе с детьми

Автор: Яковенко Татьяна Васильевна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179424

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "аналитическая справка "
    ["seo_title"] => string(24) "analitichieskaia-spravka"
    ["file_id"] => string(6) "130471"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415901664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства