В опыте работы многих музыкальных руководителей можно увидеть много общего. Дети обучаются приемам пения без сопровождения, передача песенного материала происходит из уст в уста (как и в народной песенной практике). Но, главное в методике работы по обучению детей народным песням, не столько научить, сколько приобщить дошкольников к народному творчеству, привить любовь к нему. Сделать так, чтобы народные песни пелись в удовольствие, в радость, чтобы дети почувствовали их красоту, стали подлинными носителями народных песенных традиций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для музыкальных руководителей»
4
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАРОДНОМУ ПЕНИЮ»
Автор: музыкальный руководитель Чакубаш Нина Геннадьевна
Работа по музыкальному воспитанию ребенка, по обучению его пению – дело ответственное. Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому пению, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходима система.
В систему такого вокального воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного, естественного дыхания; протяженного, гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой, выразительной дикции; единой манеры пения и говора.
И поэтому, музыкальный руководитель должен подходить к такой работе профессионально. Ведь цель обучения детей фольклорному пению – это, прежде всего, приобщение их к прекрасному.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, вовремя распевания. Оно регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой слуховой организации коллектива, подготавливает, разогревает голосовой аппарат. Основной материал для распеваний – песенный, но могут применяться и специальные упражнения.
Например:
сделать несколько коротких вдохов и продолжительный выдох
сделать глубокий вдох, на долю секунды задержать дыхание и через чуть прижатые губы медленно и равномерно выпускать воздух так, чтобы вдох был полный
сделать умеренный вдох и на разных звуках, в удобном для пения регистре, каждую фразу пропевать на одном выдохе
начинать тренировку с очень простых по мелодическому развитию произведений детского фольклора
начинать распев с песен, в которых распеваются только два звука на один слог, такие распевы улучшают тембр голоса и укрепляют дыхание
Каждую новую песню дети встречают с интересом. Без интереса детей к песне разучивание ее, работа над ней не ладится. Дети должны привыкнуть к новой песне, сдружиться с ней, тогда появится и слаженность и желание спеть ее как можно лучше. Нельзя торопить песню, если она не идет. Всегда нужны терпение и лад в работе. Постичь, понять песню помогают ее смысл, содержание, а также подсказка, объяснение руководителя. Всегда следует рассказать о предыстории песни. Если дети разучили песню, а потом еще в игре исполнили и почувствовали, то она во многом становится им интереснее и привлекательнее.
Разучивая песню, нужно прорабатывать и многократно повторять основной мотив или музыкальную фразу так, чтобы дети почувствовали песенную формулу. Тогда и ритмические трудности становятся преодолимыми.
В распевках я использую наиболее сложные интонационные ходы, которые чаще всего встречаются в разучиваемых песнях. Занятия, построенные на освоении попевок, интонационных оборотов, значительно продвигают детей в их музыкальном развитии, позволяют увереннее и точнее исполнять народные песни.
В ходе проделанной работы у меня сложился примерный план репетиции по разучиванию народных песен:
Распевка – 7-10 минут
Новый материал – 10-15 минут
Занятия с движением – 15 минут
Перерыв - 10 минут
Повторение старого материала – 10-15 минут
Закрепление освоенного в начале репетиции – 5-7 минут
В процессе работы с детским коллективом необходимо учитывать следующие моменты:
Заинтересованность ребенка. Форма занятий должна быть разнообразной, чтобы заинтересованность не ослабевала.
Поют все, кто хочет. Нельзя отказывать ребенку. Если он не может петь, надо включать его в игры, хороводы, пляски.
Вопросы репертуара. Можно петь песни любого жанра, подходящие по содержанию. В постановке программ можно использовать пословицы, поговорки, игры, считалки, части обрядов и праздников.
Дети должны знать, какие песни они поют, с чем связаны те или иные слова, какие исполнительские традиции воплощены в том или ином случае.
Движениям в плясках, хороводах учить сначала лучше на знакомом материале.
Занятия по обучению детей народному пению должны проводиться в разных формах, нельзя посвящать занятие все время чему-то одному: в этом случае дети быстро устают и теряют интерес к занятиям.
В опыте работы многих музыкальных руководителей можно увидеть много общего. Дети обучаются приемам пения без сопровождения, передача песенного материала происходит из уст в уста (как и в народной песенной практике). Но, главное в методике работы по обучению детей народным песням, не столько научить, сколько приобщить дошкольников к народному творчеству, привить любовь к нему. Сделать так, чтобы народные песни пелись в удовольствие, в радость, чтобы дети почувствовали их красоту, стали подлинными носителями народных песенных традиций.