Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию "Красота рядом с нами"»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по художественно - эстетическому развитию
«Красота рядом с нами»
Задачи: Закреплять умение выделять, называть, группировать произведения по жанрам живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Продолжать знакомить с творчеством художников (И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов, В. Васнецов и др.), внимательно рассматривать живописные произведения, чувствовать и понимать характер изображенных явлений, предметов на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой (спокойный, унылый, тревожный, мрачный и др.). Развивать умения соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, давать эстетические оценки, суждения. Воспитывать потребность в общении с произведениями изобразительного искусства.
Методические приемы:
Дидактические игры, рассматривание репродукций картин, беседа по вопросам, использование художественного слова, музыкального сопровождения, физкультминутка, сочинение детьми возможных ситуаций.
Предварительная работа:
Ознакомление с искусством русских художников: И. Е. Репин, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и др.
Рассматривание репродукций картин (портреты, пейзажи, натюрморты);
Чтение лирических произведений русских поэтов: А. С. Пушкина, А. Фета, А. Плещеева и др., слушание пьес П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Вальс цветов».
Материал:
Видеописьмо, отрывок из м\ф «Пластилиновая ворона», дидактические игры «Составь натюрморт», «Подбери палитру», репродукции картин:
А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода»; И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»,; И. Айвазовский «Волна», И. Грабарь «Февральская лазурь»; В. Поленов «Московский дворик»;»;
В. Серов «Девочка с персиками»; В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина»; И. Репин «Стрекоза», «Автопортрет»;
П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой», И Грабарь «Неприбранный стол», В. Ван Гог «Подсолнечники»; В. Серов «Яблоки и листья».
Ход НОД:
1.Организационный момент.
2. Проблемная ситуация. В детский сад пришло видеописьмо.
Воспитатель: Вчера на электронную почту нашего детского сада пришло видеописьмо, адресованное нам. Посмотрим?
«Дорогие ребята детского сада «Сказка», старшей группы «Винни – Пух». Я к вам обращаюсь от имени сотрудников картинной галереи г. Новосибирска. Мы решили организовать в детских садах вашего города выставки репродукций картин великих художников, чтобы познакомить детей с их творчеством, но времени у нас мало, а детских садов много. Обращаемся к вам с просьбой, помогите нам организовать выставку в вашем детском саду и подготовьте экскурсоводов. С уважением, сотрудники художественной галереи».
В: Ребята, кто к нам обратился за помощью? Какой помощи ждут от нас сотрудники галереи? Поможем? А вы когда–нибудь организовывали выставку? Как же это сделать? Я однажды была на выставке, где все картины располагались по жанрам. Может быть, и нам так сделать? Ребята, а кто такие экскурсоводы? (это те, кто рассказывают о выставке). А так как у нас картины, значит будем рассказывать о них. Какие вы знаете жанры живописи? Чтобы нам не запутаться, когда мы будем выбирать картины по жанрам, предлагаю посмотреть мультфильм о жанрах живописи.
Просмотр отрывка из м\ф «Пластилиновая ворона».
Итак, посмотрите, мольберты расставлены в три ряда. Картины какого жанра разместим в первом ряду? (Пейзажи) Ребята, чтобы наши глаза не устали, ведь нам нужно будет много рассматривать, предлагаю сделать гимнастику для глаз. Берите волшебные карандаши, начинаем рисовать. Хотите нарисовать картину? Только это будет необычная картина – ее увидите только вы сами. Рисуем в воздухе набросок, следим за работой карандаша глазами. Набросок сделали, закрываем глаза и мысленно раскрашиваем его разными цветами.
На столе лежат репродукции картин (пейзаж, портрет, натюрморт).
В: Что изображает художник, рисующий пейзаж? (природу, море, лесную полянку, и даже космос). Дети выбирают пейзажи, прикрепляют репродукции на магнитные доски.
В: Недавно мы учили стихотворение «Уж тает снег, бегут ручьи…» Алексея Плещеева, кто хочет выразительно прочесть стихотворение?
Ребенок: (на фоне легкой музыки)
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
В: Ребята, посмотрите внимательно на пейзажи (показывает на репродукции) и скажите, как по-вашему, к какой картине подходит это стихотворение? (Февральская лазурь), почему? (в стихотворении говорится о приходе весны, и на картине конец зимы, природа в ожидании весны)
Д\и «Подбери палитру». Подходим к мольбертам, на них четыре незаконченных пейзажа.
В: Художник писал пейзажи, но его кто-то отвлек, а когда пришел, то увидел, что все палитры с красками перепутаны. Помогите художнику найти палитру с красками для каждой картины.
Дети находят к каждой картине палитру с той же цветовой гаммой, что и на палитре.
Один ряд нашей выставки готов. Нам нужен экскурсант, который сможет рассказать о пейзаже.
Ребенок: Здесь представлены репродукции художников, которые рисовали пейзажи. Художников, рисующих пейзажи, называют пейзажистами. Пейзажи бывают природными (лесной, морской, горный, подводный, космический). Пейзажисты рисуют природу в разное время года. Еще на картинах этого жанра могут быть нарисованы городской вид или сельский. Мне нравятся пейзажи.
В: Продолжим оформлять выставку? Репродукции какого жанра будем размещать в этом ряду? (Портрет).
В: Что изображают художники на портретах? (Людей: мужчин, женщин, детей, самих себя). Как называются портреты, на которых изображен сам художник? (Автопортрет).
Выбираем портреты и прикрепляем к магнитным доскам.
В: Хотите, чтобы картина ожила? Тогда представьте себя на месте героя картины. А мы попробуем угадать.
Конкурс «Кто лучше изобразит человека с картины?» (дети по очереди изображают героев картин).
В: Ребята, часто на выставках звучит музыка. Усаживайтесь поудобнее, внимательно смотрите на портрет современного художника В.Волегова «Девочка у окна», прозвучат два отрывка из музыкальных произведений, подумайте, какая музыка точнее передает настроение этой картины? Почему?
В: Кто хочет провести экскурсию и рассказать о жанре живописи - портрет?
Ребенок: На этих репродукциях мы видим портреты разных людей. Есть взрослые люди, есть дети. Иногда художники рисуют сами себя – это автопортреты. Есть портреты, на которых по одному человеку, а есть групповые – там много людей. Я люблю рассматривать портреты разных людей.
В: Картины какого жанра у нас остались? (Натюрморт). Что художник изображает в натюрмортах? Д: Овощи, фрукты, посуду, цветы, иногда там присутствуют птицы, насекомые.
Размещаем натюрморты на магнитной доске.
В: Подумайте и скажите, как бы вы назвали каждый из этих натюрмортов. А вы хотите узнать, как художники назвали свои картины? Сейчас каждый из вас может превратиться в художника и составить свой натюрморт.
В: Молодцы! Ваши натюрморты смогут по праву занять места среди картин великих художников.
В: Кто хочет попробовать себя в роли экскурсовода?
Ребенок: На этих репродукциях изображены натюрморты, на них художники изображали неживую природу: цветы, фрукты, овощи, красивую посуду. Художники хотели навсегда сохранить то, что они видели, поэтому они рисовали натюрморты, чтобы порадовать нас. Мне нравится рассматривать натюрморты.
В: Ребята, кому мы сегодня помогали? (мы помогали работникам галереи оформить выставку репродукций картин великих художников). Мы справились с задачей? Нас можно похвалить? За что? Что мы будем делать с выставкой? (Проводить экскурсии, знакомить других с картинами). А сейчас нужно заняться еще одним важным делом, нарисовать пригласительные билеты на нашу выставку. Ну что, идем рисовать?