Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Ознакомление с дымковской росписью»»
Конспект занятия «Ознакомление с дымковской росписью»
Возрастная группа: старшая .
Тема: «Знакомство с народной культурой и праздниками»
Тема НОД: «Ознакомление с дымковской росписью»
Цель: познакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.
Задачи: Образовательные:
- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;
- формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки) с помощью кисточки, ватной палочки;
- умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки;
- закреплять приёмы рисования гуашью;
- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки. Воспитательные
-воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
Виды деятельности: игровая, ситуативный разговор, общение со взрослыми, совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: создание игровой ситуации.
Оборудование: - для детей: лист бумаги (разделен пополам, одна часть еще разделена пополам; на половинке изображена дымковская барышня, а две маленькие части чистые) ; гуашь; кисти (белка №3) ; ватные палочки; клеёнки; салфетки; стаканчики с водой; подставки для кисточек.
- для педагога: мольберт; проигрыватель с диском русских народных мелодий; дымковские игрушки; посылка.
Предварительная работа:
Методы и приемы:
Практические: физкультминутка «Матрешки», дидактическая игра «Дымковское лото».
Наглядные: рассматривание дымковских игрушек (создать в группе выставку) ;
- просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»,
Словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, пение частушек.
Ход занятия.
1.(Дети вместе с А.А. готовятся к рисованию выполняют поручения раскладывают клеёнки, ставят подставочки для кисточек, кладут тряпочки, ставят стаканчики с водой, ставят краски) .
Введение в ситуацию:
( Негромко включаю русскую народную музыку, в это время раздается стук в дверь) .
А.А.: Дети к нам кто – то в гости пришел, пойду посмотрю (открывает дверь, (входит почтальон Печкин) .
Печкин: Здравствуйте дети, здравствуй А.А. .
Дети и А.А.: Здравствуй Печкин!
А.А : Я смотрю ты нам посылку принес?
Печкин: Да, только я вам ее не отдам.
А.А.: Почему, дорогой Печкин?
Печкин: Я, хочу что – бы вы отгадали загадку.
«Мы игрушки не простые, а волшебно расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Ведь лепили нас из глины ведь вечера зимою длинны».
А.А.: Дети, как вы, думаете о каких игрушках говорит Печкин?
Дети: (предполагаемые ответы детей) о дымковских.
Печкин: Вот вам посылка, а я пошел дальше почту разносить.
(Печкин прощается с детьми и уходит) .
А.А.: Дети, а вы хотите посмотреть, что лежит в этой посылке?
Посмотрите, что это за игрушка?
Дети: (предполагаемые ответы) .
А.А.: правильно дымковская.
2.Дымковская игрушка—это один из русских народных глиняных промыслов. Возник в селе Дымково близь г. Вятка (ныне г. Киров). Мастера лепили из глины веселые игрушки, обжигали, сушили в печи. Умельцы : Мездрена, Бортникова , Косдейшина первые кто делали игрушки. Чаще всего использовали такие сюжеты : няни с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Высушенные игрушки белили в белый цвет. И только после этого расписывали узорами. Такой игрушки, как дымковская больше нет, она одна такая. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.
Дымковские игрушки расписывали такими элементами – кружки внутри которых не редко изображен крупный горох, точки, тычки кольца, прямые и волнистые линии, примакивание.
А.А.: Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их.
Дети: Из пяти. Точка, линия, волнистая, круг, клетка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок). Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.
А.А.: Как правильно пользоваться красками?
Дети: Чтобы краски не растекались, надо набирать их на кончик кисти, а работу осторожно поворачивать на круге.
А.А.: Правильно, не забывайте, что сначала надо нарисовать крупные элементы одним цветом кистью потолще, затем мелкие элементы другого цвета тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла.
Я предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски вы хотите использовать и каким узором вы будете расписывать свою барыню. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения барынь на доске и сами игрушки.
-Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
Индивидуальные объяснения по ходу работы.
А.А.: Давайте хорошенько рассмотрим, как раскрашена наша гостья. (Рассматривают, обращаю внимание детей на мольберт, где развешаны образцы дымковских узоров) .
Посмотрите на этой картине узоры на барышне повторяются, есть красные кружочки, они расположены по всей юбке. Так же на подоле юбки волнистые линии чередуются с полосками.
А.А.: Какие, еще элементы росписи вы увидели на этих картинах?
Дети: Синие кружочки, черные точки, желтые волнистые линии, которые чередуются с точками и т. д.
А.А.: А, теперь садитесь за столы и попробуем нарисовать элементы росписи в свободной клеточке, только старайтесь аккуратно.
Сначала я покажу вам, как мы будем украшать нашу барышню. Вначале возьму кисточку и нарисую большие кружки красной краской по низу юбки. Учить детей разными способами рисовать кистью : толстые линии всем ворсом, тонкие концом кисти , наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и рисовать концом кисти мелкие пятнашки или ватными палочками и нарисую желтые серединки у красных кружков. Другой ватной палочкой нарисую синие точки вокруг красных кружков. Вот какая барышня получилась.
А теперь вы принимайтесь за работу и украшайте своих барышень. Вы можете украсить своих барышень узорами какие вам понравились больше всего.
( Включаю тихо, русскую народную мелодию) .
Дети начинают работу. При необходимости проводит индивидуальную работу.
А.А.: Молодцы! А сейчас давайте встанем, да немного поиграем.
Физкультминутка.
«Мы матрешки не простые, (руки разводят в стороны)
В ярки краски, расписные, (руки на поясе, повороты в права – влево)
Посмотрите, вы на нас, (руки вперед)
Невозможно отвесть, глаз . ( глазки на ладошке показать)
А.А.: Немного отдохнули. Пора нам браться за работу.
А.А.: Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
А.А.: Давайте сделаем хоровод из наших барышень.
Дети приносят рисунки (сворачивают пополам лист с рисунками и остается только барышня) и выставляют в хоровод на магнитной доске.
3.А.А.: Дети посмотрите, какой замечательный хоровод у нас получился. А, какая матрешка вам больше всего понравилась? (Дети выбирают) .
А, чем она отличается от других?
Дети: Аккуратная, одинаковые кружки и линии и т. д.
А.А.: Сегодня все дети постарались, у нас получился замечательный хоровод дымковских барышень. Наше занятие подошло к концу. Спасибо.