Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия " Мой любимый район"»
История Красноармейского района города Волгограда.
Официальная история Красноармейского района Волгограда ведется с 21 марта 1944 года. Однако согласно историческим летописям, первые поселения на этой территории появились ещё в XVIII веке (в 1765 году) – тогда здесь располагалась немецкая колония гернгутеров Сарепта. Сначала это была просто небольшая крепость, но уже через семь лет о Сарепте пошла слава как о развитом промышленно-торговом поселении. На фото Красноармейского района Волгограда до сих пор можно увидеть сооружения, сохранившиеся с тех времен. К примеру, предприятие по производству муки «Сарептская мельница» до сих пор имеет внешний облик эпохи первых поселенцев. В 1920 году Сарепта была переименована в посёлок Красноармейск, в его состав вошли 10 волостей: Аксайская, Большечапурниковская, Каменноярская, Красноармейская, Светлоярская, Северная, Солодниковская, Старицкая, Царицынская и Черноярская. Этот населенный пункт просуществовал 11 лет. В 1931 году Красноармейск присоединили к Сталинграду, и вплоть до 21 марта 1944 года он входил в состав Кировского района. 21 марта принято считать официальным днем рождения района – в этот день он стал самостоятельной районной единицей....
Достопримечательности Красноармейского района города Волгограда.
Один из памятников Волгограда оказался в Книге рекордов Гиннесса. Это памятник Владимиру Ильичу Ленину, коих в стране очень и очень много. Волгоградский монумент отличился как самый большой в мире памятник не только Ленину, но и вообще реально жившему когда-либо человеку. Увидеть его можно на набережной Волго-Донского канала на самом юге Волгограда – в Красноармейском районе.
Памятник вождю мирового пролетариата установлен у входа в Волго-Донской канал и лицом развернут в сторону Волги. Высота монумента составляет 57 метров, из которых 27 метров высота скульптуры и 30 метров – постамента. Выполнен памятник из монолитного железобетона, так же, как и знаменитая скульптура «Родина-мать зовет!». Внутри обеих скульптур, кстати, натянуты стальные канаты, что обеспечивает жесткость конструкции. Общий вес монумента составляет 9000 тонн.
Открытие памятника Владимиру Ленину прошло 20 апреля 1973 года – в честь дня рождения вождя. Авторы памятника – скульптор Евгений Вучетич, архитектор В.А. Демин.
Немаловажно, что изначально на этом постаменте стоял памятник совсем другому политическому деятелю. Во время открытия Волго-Донского канала – 27 июля 1952 года – состоялось и торжественное открытие сделанного из самородной меди монумента Иосифу Сталину. Автором первоначальной скульптуры также выступил Евгений Вучетич. Скульптура была на три метра ниже современной ленинской и составляла 24 метра. Памятник Сталину существовал до 1961 года и исчез всего за одну ночь спустя десять дней после переименования Сталинграда в Волгоград.
12 лет на набережной Волго-Донского канала стоял пустой постамент, поскольку он являлся продолжением набережной. Затем на постаменте по решению Министерства культуры страны появился новый объект – памятник Ленину, который и стоит до сих пор
Ещё одна местная достопримечательность – бронзовая скульптура бегемота, установленная неподалеку от развлекательного комплекса «Гиппопо» в 2008 году. Автор скульптуры Зураб Церетели преподнес свою работу в дар волгоградским детям. Ширина скульптуры, изображающей идущего бегемота, составляет 1,5 метра, а высота – 0,9 метра. Вес скульптуры – 700 килограммов. А это значит, что до своего живого сородича он все-таки не дотягивает. Ведь, как известно, только голова живого гиппопотама может весить почти 900 килограммов, а животное целиком – три, а то и четыре с половиной тонны. Существует легенда, что бронзовому бегемоту обязательно следует потереть торчащие ушки. И тогда загаданное желание обязательно сбудется.
13 октября 2010 года на бульваре Энгельса был установлен памятник Первому учителю, созданный по проекту местного скульптора Анатолия Пахотана. Идея установки памятника принадлежит волгоградской общественности, а деньги на его возведение (2 500 000 рублей) выделил Фонд социально-культурного развития. В руках педагога – журнал и указка, которые являются главными атрибутами этой сложной профессии.
В доканальной части Красноармейского района Волгограда, неподалеку от площади Свободы расположен музей-заповедник «Старая Сарепта», посвященный первым поселенцам из Саксонии. В этом архитектурном комплексе XVIII века, можно посетить лютеранскую церковь, дом немецких колонистов, винный погреб и торговую лавку купца Гольдбаха.... Накануне Первой мировой войны в Сарепте проживали больше шести тысяч человек. В 1920 году Сарепта была переименована в поселок Красноармейск, который в 1931 году был присоединен к Сталинграду и до 1944 года был в составе Кировского района. С 1944 года Сарепта включена в Красноармейский район Волгограда.
В 1989 году на базе сохранившегося историко-архитектурного комплекса немецких поселенцев создан музей-заповедник «Старая Сарепта», который указом Президента РФ включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Здесь созданы несколько музейных экспозиций, воспроизводящих быт поселян и общий дух колонии – в общей сложности 28 зданий на территории почти в десять гектаров. Среди сохранившихся зданий, выстроившихся вокруг небольшой площади, – винокурня, кирха, «дом незамужних женщин», «дом холостых мужчин». В одном из зданий расположился сам музей, в другом до сих пор действует кирха и играет орган, в третьем работает библиотека.
Вокруг Старой Сарепты ходит много легенд. Одна из них рассказывает, что под Соборной площадью похоронена дочь Крауствурста, владельца сарептского пивного завода. Девушка умерла в день собственной свадьбы. Отец, объятый горем, похоронил дочь в подвенечном платье и с приданным – 16 кг золотых украшений. У входа в склеп Крауствурст по легенде поставил механического рыцаря, который должен был пронзать копьем каждого, кто посмел нарушить покой усопшей.
А еще все здания Старой Сарепты были связаны между собой подземными ходами. Сделано это было для эвакуации населения во время осады города кочевниками. Самый глубокий подземный ход был длиной около километра и предназначался для вывоза продукции горчичной фабрики на берег Волги. Большинство подземных ходов было засыпано при строительстве многоэтажных домов в 1980-е годы.
А многие ли Волгоградцы знают о том, что в Красноармейском районе расположена братская могила солдат, погибших во время войны, в том числе и умерших в госпиталях. Она находится на площади Свободы, на территории музея-заповедника «Старая Сарепта». Для устройства этой братской могилы был использован подземный ход от церкви в сторону Ергенинской возвышенности, заложенный кирпичной кладкой. Мемориал высотой в 18 метров был открыт в 1958 году, архитектором стал А.С.Плотников. Надпись на обелиске: «Здесь похоронены воины 64 Армии, погибшие в боях за Сталинград. Офицеры: Бунтман-Дарашкевич Д.А.,Бобровский З.Б., Турчак. Солдаты и сержанты: Ворилков А.М., Дронкин, Королевский, Макаров А.М., Никифоров, Форин Л.М., Ведута В.Л. (дописан) 1942—1943».
Но, на самом деле, тут захоронены намного больше воинов и не только 64-й армии. Ещё в XIX веке на этом месте на Церковной площади в Сарепте, располагался бассейн, куда поступала питьевая вода по деревянному водопроводу из источника на Ергенинской возвышенности. В годы Гражданской войны, водопровод был разрушен, а в сквере были захоронены красногвардейцы. Во время ВОВ в зданиях на площади Свободы располагались госпитали, но захоронений не производилось.
В начале 50-х годов останки умерших в госпиталях бойцов с красноармейского кладбища, находящиеся на месте от здания нынешней администрации до 1 шлюза канала, были перезахоронены в этой братской могиле. А уже в середине 80-х годов числилось погребенных тут составила 1164 чел. С начала 90-х годов началась практика «увековечивания», т. е. приписывания к ближайшей братской могиле захороненных поблизости воинов. В настоящее время в ней числится почти 3000 чел. Площадь Свободы находится на территории музея-заповедника «Старая Сарепта», Красноармейский район.
Этот уникальный канал, который начал свою работу в 1952 году, соединил в месте наибольшего сближения две полноводные реки Европы – Волгу и Дон. Новый водный путь связал пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное. Таким образом завершился проект реконструкции глубоководной транспортной системы Европейской части страны.
Волго-Донской судоходный канал имени Ленина вытянулся на 101 километр. Из них 45 километров проходит по водохранилищам. Глубина канала составляет не менее 3,5 метра. Начало свое он берет в Красноармейском районе Волгограда и заканчивается в районе города Калач-на-Дону Волгоградской области. Искусственное русло включает в себя 13 шлюзов (однотипные однокамерные однониточные шлюзы со шлюзовыми камерами размером 145,18 метра) и три водохранилища: Варваровское, Береславское и Карповское. В комплекс Волго-Донского канала входит также Цимлянский гидроузел, включающий Цимлянское водохранилище, Цимлянскую ГЭС и два шлюза, а также сеть оросительных каналов.
В дореволюционной России было созданной более 30 проектов соединения Волги с Доном. Но ни один из них не был воплощен в реальность. Прежде всего из-за сопротивления частных владельцев железных дорог. Кроме того, проекты не предполагали тотальной реконструкции рек, а это значит, что движение судов по каналу могло бы осуществляться только в весеннее полноводье рек. Тем не менее в это время междуречье Волги и Дона активно изучается. В частности, русский гидротехник Нестор Пузыревский разработал маршрут пролегания будущего канала.
В 20-х годах прошлого века об идее соединения двух могучих рек вновь вспомнили. Первый советский проект, составленный в конце 1920-х годов, был отвергнут. Еще один проект был разработан уже в 1930 году. Однако начавшаяся война 1940-х годов нарушила планы по осуществлению давней мечты о создании канала.
Работы над проектом канала возобновляются уже в 1944 году. Строительные работы начались в феврале 1948 года. Тысячи добровольцев приехали строить уникальный канал. Трудились здесь и «враги народа», осужденные по 58-й статье. На стройке работало 326 экскаваторов, 900 скреперов, 300 бульдозеров, свыше четырех тысяч автомашин – всего около 8000 машин и механизмов. В ходе строительства было вынуто 152 миллиона кубометров земли и уложено почти три миллиона кубометров бетона. Построено искусственное русло было всего за 4,5 года.
Кроме того, первый и тринадцатый шлюзы оформлены триумфальными арками. Архитектурное оформление шлюза №4 посвящено Великой Отечественной войне. Участок канала между шлюзами №7 и №8 проходит по полям сражений Гражданской войны, о чем повествует мемориальная доска на шлюзе №8.
Красивой аркой шлюза №1 открываются ворота Волго-Донского канала в Волгограде. Отсюда берет начало история данного стратегически важного сооружения, соединяющего Волгу-матушку и Дон-батюшку. История строительства, растянувшаяся на четыре столетия и заслуживающая открытия великолепного музея истории Волго-Донского судоходного канала.
История открытия музея Волго-Донского канала
Основательницей музея стала Римма Михайловна Эдельман, которая на протяжении всего своего трудового стажа в управлении канала, а это 30 лет в должности художника-оформителя и фотографа, старательно собирала материалы и экспонаты для будущей коллекции музея. Римма Михайловна была непосредственным свидетелем открытия всех гидротехнических сооружений, сама спускалась в шахты, колодцы и камеры шлюзов. Ее самоотдача музею была замечена даже астрологами, которые назвали одно из небесных тел в Солнечной системе «Волго-Дон». В фойе здания на потолке можно увидеть космическое панно, на котором изображено расположение этого объекта.
Фактической датой открытия музея можно считать январь 1997 года, когда решением И.И. Коблева в честь 45-летия канала были открыты 2 зала. Официальная дата открытия − 8 мая 2001 года. К этому дню для посетителей было подготовлено еще 2 зала с обновленными и дополненными экспонатами. Сегодня музей Волго-Донского канала вмещает четыре зала:
исторический зал;
зал истории строительства канала;
эксплуатационный зал;
демонстрационный зал.
Выставки-экспозиции музея Волго-Донского канала
Начинается экскурсия с демонстрационного зала. Здесь посетителям предоставляется возможность познакомиться с историей строительства канала. Двадцатиминутный фильм рассказывает об исторических попытках соединить Волгу и Дон. Кстати, первыми «строителями» были турецкие завоеватели в XVI веке, но их план быстро провалился, учитывая тот факт, что копать они собирались лопатами.
Одна из экспозиций посвящена Р.М. Эдельман – первому руководителю музея. Здесь можно увидеть личные рабочие вещи Риммы Михайловны, ее фотоаппараты, грамоты и награды.
Также в демонстрационном зале представлены частные коллекции и сувениры из разных стран, подаренные музею истории Волго-Донского канала.
Посетителями музея были делегации из более 50 стран мира, оставившие свои впечатления и отзывы в Книге почетных гостей.
Следующий, исторический зал, рассказывает посетителям о самой идее соединить две судоходные реки – Волгу и Дон. Несомненно, строительство канала было важным звеном в древних торговых отношениях. Доказательством служит ценный экспонат музея истории Волго-Донского канала – якорь, датируемый XIV веком, а также документы, чертежи, проекты строительства канала.
Музей Волго-Донского судоходного канала имеет также такой любопытный экспонат как диорама, на которой можно увидеть, как торговые корабли перемещались из Волги в Дон и обратно.
Еще при Петре I некий немец Брекель разработал схему соединения Волги и Дона, используя узкий перешеек между Камышинкой и Иловлей. Проект был одобрен и получил название «Новая и правдивая карта о перекопе, чтоб из Дону или Танаиса кораблями Иловлею рекою до Камышенки и Камышенкою рекою в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить». Первые неудачи строительства заставили Брекеля бежать, прихватив немалый гонорар. За дело взялся англичанин Перри, но деньги, выделенные на его проект, пошли на поддержку армии в Шведской войне.
Эти два исторических проекта представлены на карте, выставленной в историческом зале музея Волго-Донского судоходного канала. Также рядом находится рельефная карта проекта (1866г.) Леона Дрю, наиболее приближенная к современному виду канала.
От Советских времен музею досталось постановление об «ассигнации казначейских средств», выделенных на строительство Волго-Донского канала и прочие документы.
В этом же зале отражена судьба людей и страны во времена Второй Мировой войны и Сталинградского сражения на Волго-Донских землях. Экспозиция включает боевые награды, медали, фронтовые письма, фотографии.
Интересными экспонатами являются останки животных, найденные при строительстве канала. Некоторым из них – 60 млн. лет.
Зал истории строительства Волго-Донского канала вызывает особый интерес у гостей музея. Фотографии машин, бульдозеров, невиданных ранее экскаваторов, зарисовки художников о строительстве канала, планы, проекты.
Главной рабочей строительной силой были заключенные и военнопленные. В зале можно увидеть их личные вещи, фрагменты колючей проволоки, кирпичи с надписями и любопытный экспонат – рукописный календарь на 10 лет.
При таком масштабе нельзя было обойтись без дисциплины и НКВД. В строительном зале музея истории Волго-Донского канала в Волгограде представлена реконструкция кабинета начальника, вещи тех времен и, конечно же, портрет Сталина.
Торжественное открытие Волго-Донского канала состоялось 27 июля 1952. Музей хранит многочисленные заметки в газетах, публикации, фотографии, фрагмент красной ленты, которую разрезал Министр речного флота З.А.Шашков, и даже его форменный белый костюм.
Строительный зал предоставляет отличную возможность еще раз пройтись по экспонатам музея в электронном виде: видеоматериалы, рассказы о героях-строителях, карты и коллекции музея истории Волго-Донского канала в Волгограде.
Четвертый, эксплуатационный зал, встречает посетителей портретами руководителей и большим макетом канала, где можно проследить весь путь судоходов от Волги к Дону.
Здесь же выставлены приборы и технические средства, используемые сотрудниками канала в разные годы. Это и печатные машинки, и коммутатор, и испытательный аппарат, и много другое.
В зале представлены все районы эксплуатации и службы Волго-Донского канала, их прошлое настоящее и будущее.