Аннотация: данное занятие предназначено для детей в возрасте 4-5 лет и направлено на закрепление знаний о домашних животных. Мы будем использовать игровые методы и элементы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), чтобы помочь детям систематизировать свои знания и развивать логическое мышление. Занятие проходит в игровой форме и фокусируется на животных, встречающихся в сельской местности. Дети будут расширять свой словарный запас с помощью стихов, загадок и различных игр. Главная цель – воспитать у детей любовь и заботу о животных, развив у них доброе и бережное отношение к ним.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 16 «Красная Шапочка».
Предмет: познавательное развитие указать образовательную область и тип занятия: закрепления раннее приобретенных знаний.
Тема: «Как котенок искал маму»
Продолжительность: 15 минут
Группа: младшая группа
Технологии: ноутбук, проектор.
Аннотация: данное занятие предназначено для детей в возрасте 4-5 лет и направлено на закрепление знаний о домашних животных. Мы будем использовать игровые методы и элементы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), чтобы помочь детям систематизировать свои знания и развивать логическое мышление. Занятие проходит в игровой форме и фокусируется на животных, встречающихся в сельской местности. Дети будут расширять свой словарный запас с помощью стихов, загадок и различных игр. Главная цель – воспитать у детей любовь и заботу о животных, развив у них доброе и бережное отношение к ним.
Конспект занятия:
Цель. Обобщение знаний детей о домашних животных, через формирование системного мышления дошкольников с помощью элементов ТРИЗ. Активизировать словарный запас детей.
Задачи:
образовательные: расширять представление детей об окружающем мире, уточнить и закрепить знания детей об объектах ближнего окружения в сельской местности, домашними животными: местом обитания, внешнем виде, питании, о пользе, которую они приносят людям.
развивающие: продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать речь, через стихотворения про корову, игру «Четвертый лишний», «Кто, где живет», подвижную игру-потешку «Петушок». Отгадывать загадки. Вовлекать в разговорную речь при рассмотрении картинок, иллюстраций, рассказ о животных. Формировать навыки самооценки детей своей деятельности, делиться своими впечатлениями. Развивать диалогическую речь при общении с игровыми персонажами, воспитателем.
воспитательные: воспитывать у детей доброжелательное отношение к домашним животным; вызвать у детей чувство заботы к животным; формировать умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы.
Материалы и оборудование: Экран с проектором, презентация с изображением домашних животных и их жилищем: котёнок, собака, поросёнок, петух, лошадь, корова, кошка, конура, коровник, курятник, конюшня, свинарник; игрушки домашних животных: котёнок, собака, поросёнок, петух, лошадь, корова, кошка; дом из фанеры с окошком-ширмой; карточки с заданиями для игры «Четвертый лишний»; фонограмма для движения «паровозика», мнемотаблица для чтения стихотворения.
Ход занятия:
На экране заставка (картинка коте
нка – 1й слайд)
Приветствие: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!» -
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель. – Ребята, я, когда сегодня шла к вам в детский сад, то по дороге встретила вот этого маленького котенка (2й слайд), он так жалобно мяукал, а знаете почему? (ответы детей), он потерял свою маму. А кто у него мама? (ответы детей - кошка) Давайте поможем котенку найти свою маму. Тогда строимся за мной паровозиком и отправляемся на поиски мамы (звучит музыка)
Воспитатель. Дети отгадайте к кому мы приехали?
С хозяином дружит
Дом сторожит
Живет под крылечком
А хвост колечком(собака)
Звучит голос собаки,(3й слайд) подходим к ширме и на ней появляется она (С.)
Собака. – Здравствуйте дети, вы зачем ко мне пришли? (ответы детей) Я давно ее не видел, но могу вам подсказать, кто вам поможет, но для этого поиграйте со мной.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (детям раздаются карточки с игрой)
Собака. – Молодцы, все правильно отгадали, а теперь отправляйтесь дальше и спросите у…..
«М-е-е!»- Ребяток кто зовёт? Бородою кто трясёт? У кого витые рожки И как ягодки глаза? Это к деткам по дорожке Приближается… (коза).
Воспитатель. – Ребята, кто нам поможет? (ответы детей)
-Ребята, а какую пользу приносит коза человеку?
-Чем может навредить, что сделает плохого?
Встаем за мной и идем дальше. Звучит голос козы. (4й слайд) и на ширме появляется она (коза.)
Коза. – Здравствуйте дети, зачем ко мне пришли? (ответы детей) Я давно ее не видел, но могу подсказать, кто вам поможет, но для начала поиграйте со мной.
Дидактическая игра «Кто, где живет?» (5-7 слайд)
Коза. – Правильно все отгадали, а теперь отправляйтесь дальше и спросите у ……
Птица ходит по двору,
Будит деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это? (петушок)
Воспитатель. – Ребята, кто нам поможет? (ответы детей) Звучит голос петуха (8й слайд)
-А какую пользу приносит петух и курочки человеку?
-Чем могут навредить, что сделать плохого?
(и на ширме появляется петух).
Петух. - Здравствуйте дети, зачем ко мне пришли? (ответы детей) Я давно ее не видел, но могу подсказать, кто вам поможет, но для начала поиграйте со мной.
Проводится музыкальная игра «Вышла курочка гулять».
Петух. – Как вы хорошо играете, а теперь отправляйтесь дальше и спросите у ……
Ест траву, жует, молчит –
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока (корова)
Воспитатель. - Ребята, кто нам поможет? (ответы детей) Звучит голос коровы (9й слайд)
-Ребята, какую пользу приносит корова человеку?
-А может ли она нам навредить? Что-то сделать плохого?
(и на ширме появляется она)
Корова. - Здравствуйте дети, зачем ко мне пришли? (ответы детей) Я давно ее не видела, но могу подсказать, кто вам поможет, но сначала расскажите про меня стихотворение.
(на экране 8- слайд с мнемотаблицей).
Дети с помощью воспитателя читают стихотворение по мнемотаблице)
У коровы есть рога
И копыта на ногах
Травку она жует
Деткам молоко дает.
Корова. – Молодцы, как вы хорошо про меня рассказали, а теперь отправляйтесь дальше и спросите у..
У меня большая грива
Ушки и копытца
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шерстка гладкая,
Кто же я? ( Лошадка)
Воспитатель. – Ребята, кто нам поможет? (ответы детей) Звучит голос лошадки . -Какую пользу приносит лошадь человеку?
-А чем может навредить?
( и на ширме появляется она (Л.)
Лошадь. – Здравствуйте дети, зачем ко мне пришли? (ответы детей) Я вам помогу, но для начала отгадайте загадку.
В нём живёт моя родня, Мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый (дом)
Воспитатель. – Ребята, где же спряталась кошка? (в доме) (слайд 15)
– Пойдемте ребята к домику и посмотрим там ли наша мама.
Дети подходят к домику и там сидит кошка.
Воспитатель. – Смотрите ребята, наша мама нашлась, надеемся она больше никуда от своего котенка не уйдет (16 слайд)
Рефлексия: Что мы с вами сегодня делали? Кого встретили?
Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (ответы детей)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Красная Шапочка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект
Открытого показа в младшей группе
«Познавательное развитие через ТРИЗ»
Тема: «Как котенок искал маму»
Подготовила и провела
воспитатель I квалификационной
категории
Чистова Марина Витальевна
Новочебоксарск2025 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Красная Шапочка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект
Открытого показа в младшей группе
«Познавательное развитие через ТРИЗ»
Тема: «Как котенок искал маму»
Подготовила и провела
воспитатель I квалификационной
категории
Чистова Марина Витальевна
Новочебоксарск2025 г.
ННОД с элементами технологии ТРИЗ «Как котёнок маму искал»
Цель:
Обобщение знаний детей о домашних животных.
Формирование системного мышления дошкольников с помощью элементов ТРИЗ.
Задачи:
образовательные: Расширять представление детей об окружающем мире, уточнить и закрепить знания детей об объектах ближнего окружения в сельской местности, домашними животными: местом обитания, внешнем виде, питании, о пользе, которую они приносят людям.
развивающие: Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать речь, через стихотворения про корову, игру «Четвертый лишний», «Кто, где живет», подвижную игру, потешку «Петушок». Отгадывать загадки. Вовлекать в разговорную речь при рассмотрении картинок, иллюстраций, рассказ о животных. Формировать навыки самооценки детей своей деятельности, делиться своими впечатлениями. Развивать диалогическую речь при общении с игровыми персонажами, воспитателем.
Воспитательные:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к домашним животным;
- вызвать у детей чувство заботы к животным;
- формировать умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы; -
вызывать эмоциональный отклик
Материалы и оборудование: Экран с проектором, презентация с изображением домашних животных и их жилищем: котёнок, собака, поросёнок, петух, лошадь, корова, кошка, конура, коровник, курятник, конюшня, свинарник; слайд с игрой «Судоку»; игрушки домашних животных: котёнок, собака, поросёнок, петух, лошадь, корова, кошка; дом из фанеры с окошком-ширмой; карточки с заданиями для игры «Четвертый лишний»; фонограмма для движения «паравозика»), мнемотаблица для чтения стихотворения
Ход занятия
На экране заставка (1-й слайд –картина «Весна»)
Приветствие: воспитатель предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга:
Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!» - Если каждый улыбнется – Утро доброе начнется. ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель. – Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, по дороге встретила вот этого маленького котенка
(2-й слайд, на экране появляется рисунок с изображением котёнка).
Он очень жалобно мяукал. Как вы думаете, почему? (ответы детей),
- Да, наверное, он потерял свою маму. А кто его мама? (ответы детей - кошка)
- Давайте поможем котенку найти свою маму.
Тогда строимся за мной паровозиком и отправимся на поиски мамы-кошки.
(звучит музыка, дети с воспитателем «подъезжают» к домику).
Воспитатель : - Дети, отгадайте к кому мы приехали:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(3-й слайд, на экране появляется рисунок c изображением собаки)
Воспитатель : - Ребята , а какую пользу приносит собака человеку:
А почему собаку нужно опасаться?
В окошке домика появляется игрушка собаки.
Собака. – Здравствуйте дети, вы зачем ко мне пришли?
(ответы детей «Ищем кошку, маму котенка»)
- Я давно уже кошку не видела, но могу вам подсказать, кто вам поможет ее найти. Но сначала выполните задание.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(Воспитатель раздает детям карточки с игровыми заданиями)
Собака – Молодцы, все правильно выполнили, а теперь отправляйтесь к моему соседу:
Свой имеет пятачок, Хоть и маленький еще. Любит повизжать спросонок Наш чумазый…. (поросенок)
Воспитатель : – Ребята, кто нам поможет? (ответы детей - Поросёнок)
(4-й слайд, на экране изображение поросёнка )
- Ребята , а какую пользу приносит поросёнок человеку:
Чем может нам навредить, что сделать плохого:
В окошке домика появляется игрушка поросёнка
Поросёнок. – Здравствуйте дети. Что случилось, зачем ко мне пришли? (ответы детей)
- Я давно кошку не видел, но могу подсказать, кто вам поможет. Но сначала поиграйте со мной.
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
(на экране слайды № 5-7: конура, коровник, курятник, конюшня, свинарник, дом. Дети рассказывают кто в них домах живет)
Поросенок. – Правильно все отгадали, а теперь отправляйтесь дальше и спросите у моего соседа.
Птица ходит по двору, Будит деток поутру, На макушке гребешок, Кто же это? (петушок)
Воспитатель. – Ребята, кто это, кто нам поможет? (ответы детей)
(на экране 8-й слайд с изображением петуха)
- Ребята, а какую пользу приносит петушок и курочки человеку:
- Чем может нам навредить, что сделать плохого?
В окошке домика появляется игрушка петуха.
Петушок: - Здравствуйте дети, зачем ко мне пришли? (ответы детей)
- Я давно ее не видел, но могу подсказать, кто вам поможет, но сначала поиграйте со мной.
Подвижная игра «Петушок» Дети стоят лицом в круг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Дети произносят текст потешки , а ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом.
Трух-тух-тух-тух!
Ходит по двору петух.
Сам – со шпорами,
Хвост – с узорами!
Под окном стоит,
На весь двор кричит,
Кто услышит –
Тот бежит!
- Ку-ка-ре-ку!
Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая руками-крыльями. «Петух» также идет по кругу, но в противоположную сторону. Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.
Петух. – Как вы хорошо играете! А теперь отправляйтесь дальше и спросите у моей соседки…
У меня большая грива, Ушки и копытца. Прокачу того игриво, Кто не побоится. Моя шёрстка гладка, Кто же я?... (лошадка)
Воспитатель – Ребята, кто это, кто нам поможет? (ответы детей)
(на экране 9-й слайд с изображением лошади)
- Ребятки, а какую пользу приносит лошадь человеку?
- Чем может нам навредить, что сделать плохого:
В окошке домика появляется игрушка лошадки.
Лошадь – Здравствуйте дети, зачем Вы ко мне пришли? (ответы детей)
- Я давно кошечку не видела, но могу подсказать, кто вам поможет её найти, Но для начала поиграйте со мной
(на экране 10-12 слайды с игрой «Судоку»)
Игра «Судоку»
Лошадь – Молодцы, как вы хорошо играли, а теперь отправляйтесь дальше и спросите у моей соседки
Ест траву, жует, молчит – А потом полдня мычит: - Мне погладите бока – Дам парного молока (корова)
Воспитатель - Ребята, кто же это, кто нам поможет? (ответы детей)
(на экране 9-й слайд с изображением коровы)
- Ребятки , а какую пользу приносит корова человеку:
- А может ли она нам навредить, что-то сделать плохого?
(В окошке домика появляется игрушка коровы).
Корова - Здравствуйте дети, зачем ко мне пришли? (ответы детей)
- Я вам помогу, но сначала расскажите про меня стихотворение.
(на экране 14-й слайд с мнемотаблицей. Дети с помощью воспитателя читают стихотворение по мнемотаблице)
У коровы есть рога
И копыта на ногах
Травку она жуёт
Деткам молочко даёт.
.
Корова – Молодцы, как вы хорошо про меня рассказали, а кошка забегала ко мне, попила молочко, а где она сейчас я скажу:
В нём живёт моя родня, Мне без него не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый(дом)
Воспитатель – Ребята, где же спряталась кошка? (в доме)
(слайд 15 с изображением дома)
Воспитатель – Ребята, пойдем все к домику и посмотрим, там ли наша мама - кошка.
Воспитатель подводит детей к дому, сделанного из картона , возле которого сидит игрушка кошки.
- А какое задание для вас было самым трудным? Почему?
- Ребятки , а какую пользу приносит кошка человеку?
- У кого дома живет кошка или котёнок? Как их зовут? Что они любят делать? Что любят кушать?
- Чем может человеку навредить кошка, что сделать плохого?
- А давайте споём песенку про «Серенькую кошечку».
(Дети вместе с воспитателем поют песню.
Воспитатель от имени котёнка благодарит детей за помощь)
Воспитатель – Ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с котёнком и его мамой-кошечкой!
Дети: До свидания!
(Строятся паровозиком и возвращаются в детский сад под музыку)
Конспект открытого показа во второй младшей группе
«Познавательное развитие через ТРИЗ»
«Как котенок маму искал»
Москва 2019
Цель: Показать педагогам, как формировать системное мышление дошкольников с помощью элементов ТРИЗ. Продолжать знакомить с домашними животными. Активизировать словарный запас детей.
Задачи: Расширять представления о домашних животных. Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия. Учить играть в «судоку». Закрепить знания детей о домашних животных, их внешнем виде, питании, о пользе, которую они приносят людям.
Ход занятия:
На экране заставка ( картинка весны – 1й слайд)
Приветствие: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!» -
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
ДОБРОЕ УТРО!!!
В. – Ребята, я, когда сегодня шла к вам в детский сад, то по дороге встретила вот этого маленького котенка (2й слайд), он так жалобно мяукал, а знаете почему? (ответы детей), он потерял свою маму. А кто у него мама? (ответы детей - кошка) Давайте поможем котенку найти свою маму. Тогда строимся за мной паровозиком и отправляемся на поиски (звучит музыка)
Звучит голос собаки,(3й слайд) подходим к ширме и на ней появляется она (С.)
С. – Здравствуйте дети, вы зачем ко мне пришли? (ответы детей) Я давно ее не видел, но могу вам подсказать, кто вам поможет, но для этого поиграйте со мной.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (детям раздаются карточки с игрой)
С. – Молодцы, все правильно отгадали, а теперь отправляйтесь дальше и спросите у…..
Свой имеет пятачок,
Хоть и маленький еще.
Любит повизжать спросонок
Наш чумазый….(поросенок)
В. – Ребята, кто нам поможет? (ответы детей) Встаем за мной и идем дальше. Звучит голос поросенка(4й слайд) и на ширме появляется он (П.)
П. – Здравствуйте дети, зачем ко мне пришли? (ответы детей) Я давно ее не видел, но могу подсказать, кто вам поможет, но для начала поиграйте со мной.
Дидактическая игра «Кто, где живет?» (5-7 слайд)
П. – Правильно все отгадали, а теперь отправляйтесь дальше и спросите у ……
Птица ходит по двору,
Будит деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это? (петушок)
В. – Ребята, кто нам поможет? (ответы детей) Встаем за мной и идем дальше. Звучит голос петуха(8й слайд) и на ширме появляется он.
П. - Здравствуйте дети, зачем ко мне пришли? (ответы детей) Я давно ее не видел, но могу подсказать, кто вам поможет, но для начала поиграйте со мной.
Проводится музыкальная игра «Вышла курочка гулять».
П. – Как вы хорошо играете, а теперь отправляйтесь дальше и спросите у ……
Ест траву, жует, молчит –
А потом полдня мычит:
- Мне погладите бока –
Дам парного молока (корова)
В. - Ребята, кто нам поможет? (ответы детей) Встаем за мной и идем дальше. Звучит голос коровы(9й слайд) и на ширме появляется она.
К. - Здравствуйте дети, зачем ко мне пришли? (ответы детей) Я давно ее не видела, но могу подсказать, кто вам поможет, но сначала расскажите про меня.
Дети составляют описательный рассказ с опорой на схему (слайд 10) про корову. Примерный план: Это корова. Корова – это домашнее животное. Она пестрая, белая с черным. У нее есть голова, туловище, ноги и хвост. На голове у коровы – рога. На ногах – копыта. Корова мычит. Она пасется на лугу вместе с другими коровами. Корова питается травой, а зимой сеном. Корова живет в коровнике. Она приносит людям пользу. Корова дает вкусное и полезное молоко.
К. – Молодцы, как вы хорошо про меня рассказали, а теперь отправляйтесь дальше и спросите у ……
У меня большая грива, Ушки и копытца. Прокачу того игриво, Кто не побоится. Моя шёрстка гладка, Кто же я?...(лошадка)
В. – Ребята, кто нам поможет? (ответы детей) Встаем за мной и идем дальше. Звучит голос лошадки (11й слайд) и на ширме появляется она (Л.)
Л. – Здравствуйте дети, зачем ко мне пришли? (ответы детей) Я вам помогу, но для начала поиграйте со мной (на экране игра «Судоку» 12-14слайд)
Игра «Судоку»
Л. – Молодцы, как вы хорошо играли, а где ваша кошка я вам сейчас скажу:
В нём живёт моя родня, Мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый (дом)
В. – Ребята, где же спряталась кошка? (в доме) (слайд 15)
В. – Пойдемте ребята к домику и посмотрим там ли наша мама.
Дети подходят к домику и там сидит кошка.
В. – Смотрите ребята, наша мама нашлась, надеемся она больше никуда от своего котенка не уйдет (16слайд)
Рефлексия: Что мы с вами сегодня делали? Кого встретили?
Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (ответы детей)
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний; развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребенок должен объяснить свой выбор.