Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания на тему: «Как развивать мелкую моторику ребенка?»»
Конспект родительского собрания
на тему: «Как развивать мелкую моторику ребенка?»
Цель: ознакомление родителей с условиями развития мелкой моторики рук дошкольников посредством различных игр и упражнений.
Задачи:
Активизировать психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития ребёнка
Показать значимость развития мелкой моторики рук для успешности детей в различных видах деятельности.
Укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Познакомить родителей со средствами развития мелкой моторики рук и условиями их использования.
Организовать участие родителей в практическом ознакомлении с опытом развития мелкой моторики рук с помощью рисования крупами.
Оформление группы: выставка со шнуровками, природным материалом, кинетическим и разноцветным песком, пластилином, изделиями из солёного теста, разного вида крупами, крупными бусинами, пуговицами, резиновыми массажными мячиками разных размеров.
Раздаточный материал: Трафареты с изображениями различных животных (ёжиков, собачек, мышек, белочек, мишек) гречневая крупа, рис, семечки, фасоль; клей ПВА и кисть для клея; памятки «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»
Участники: родители, воспитатель.
Предварительная работа: подготовка презентации и трафаретов для рисования крупой.
План:
Вступительное слово педагога
Показ презентации «Большие возможности мелкой моторики»
Игровые упражнения с родителями на развитие мелкой моторики.
Раздача памяток-буклетов «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук».
Подведение итогов
Ход собрания:
1.Вступительное слово воспитателя.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании, посвященном очень важной теме – развитию мелкой моторики рук у детей. Это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.
Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек, которые мы начинаем массировать уже грудному младенцу, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Еще Аристотель говорил: «Рука это инструмент всех инструментов», известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: « ... он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук ... »
Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.
Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Это основано на том, что занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии ребенка положительно. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык.
Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость. Достаточный уровень развития мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Понимание значимости и сущности развития мелкой моторики сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения в школе. Так, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
- А сейчас предлагаю вашему вниманию презентацию о способах развития мелкой моторики рук детей.
2.Показ презентации «Большие возможности мелкой моторики».
(текст к презентации Приложение 1)
3. Игровые упражнения с родителями на развитие мелкой моторики.
- После того как Вы посмотрели презентацию, предлагаю размять наши пальчики, а начнем мы с пальчиковой игры «Перчатка»:
(Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши «ковшом»).
Мышат позвала.
(Сгибаем — разгибаем пальцы («зовущий» жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим («шлёпаем»)).
(Остальные скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)).
- А теперь когда наши пальчики готовы предлагаю Вам проявить свои творческие способности. Мы сегодня будем рисовать в не трациционной технике – крупами. Для начала из предложенных заготовок Вы можете выбрать те, которые особенно понравились. (Под звуки спокойной музыки родители создают нанося на трафарет клей, и выкладывают образы животных, при помощи круп и семечек).
4. Раздача памяток «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях»
(Приложение 2)
- Предлагаю Вам ознакомится с памятками, изготовленными специально к нашему собранию. В них представлены различные игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, которые Вы можете использовать в домашних условиях.
5. Итог собрания.
- Я благодарю Вас за оказанное внимание, надеюсь, что предложенная информация окажется для Вас полезной и, что данные рекомендации будут использоваться дома.
- Подводя итог нашей встречи, хочется отметить, что семья и детский сад вполне успешно могут сотрудничать по вопросам развития детей, в том числе, и при создании условий для развития у дошкольников мелкой моторики рук.
Список используемой литературы:
Анищенкова, Е. С. "Пальчиковая гимнастика",изд. АСТ, 2007г.
Белая, А. Е., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] / А. Е. Белая, В. И. Мирясова - М.: АСТ, 1999. — 48 с.
Громова, О.Н. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей [Текст] / О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко - М.: Гном - 2002. – 64 с.
Зажигина, О.А. Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования [Текст] / О.А. Зажигина – СПб.: Детство-Пресс, 2018 – 96 с.
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 128 c.
Приложение 1
Текст к презентации для родительского собрания
на тему: «Большие возможности мелкой моторики»
№ слайда
Текст
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. А младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками », - писал Джордано Бруно.
Приемы развития мелкой моторики
- систематичность проведения игр и упражнений
- последовательность - (от простого к сложному)
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка
2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; 6. формирует творческие способности и артистические умения, знакомит с элементарными математическими понятиями.
Рисование
пальчиками, всей ладошкой, методом тычка; зубной щеткой;печать листьями; монотипия; рисование солью, пластилином, параллоном; по трафаретам.
Аппликация
Приклеивание готовых форм, фигур, вырезание ножницами, разрывание и надрывание, смятие и разглаживание бумаги, скручивание салфеток, и другие виды способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков
Лепка
Лепка из пластилина, глины, соленого теста; Украшение вылепленных работ природным материалом, пуговицами, бусинами,…
Игры с вкладышами, конструктором, развивающие игры
Способствуют развитию восприятия; созданию условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы.
Игры с пуговицами
Перетирание пуговиц между ладонями; Пересыпание из ладошки в ладошку; Выкладывание изображения по контуру; Поиск больших, квадратных, гладких и пр. пуговиц; Пересыпание пуговиц в прорезь в банке.
Игры с прищепками
Прикрепление прищепок по длине, краю предмета; Развешивание разноцветных платочков после стирки;
Игры с счётными палочками
Выкладывание различных фигур из счётных палочек
Выкладывание изображений из геометрических фигур
Игра «Определи на ощупь»
нахождение знакомых предметов на ощупь;
определение фактуры материала при прикосновении;
определение предмета по контуру;
определение величины знакомых игрушек на ощупь.
Игры с крупными бусинами,
Нанизывание крупных бусин на леску; Перетирание, перекатывание между ладонями; Вдавливание в пластилин.
Игра «Выложи бусами по контуру», Игра «Горячие бусины»
Игры с пластмассовыми пробками
Выкладывание пробками изображения по контуру; Перемещение пальчиков на пробках, как на лыжах; Выстраивание башни;
Игры с песком, крупами, сухие бассейны
Крупы можно сортировать (по цвету и типу)
В сосуд с узким горлышком пересыпаем ложкой.
Игра «Найди клад» (Прячем ручки в крупе, ищем сюрпризы)
Погружение рук в песок; Просеивание между ладонями, пальцами; Перебираем, пересыпаем, рисуем; В песочнице можно искать спрятанные сокровища, строить замки, пересыпать из ручки в ручку.
Использование сухих бассейнов для самомассажа кистей; Перебираем, пересыпаем.
Плетение косичек, ковриков
Пазл – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент
Мозаика
Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка:
- Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т.к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;
- Развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением
Приложение 2
Памятка для родителей
«Развитие мелкой моторики рук
в домашних условиях»
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).
Помогать сматывать нитки или веревку в клубок .
Вешать белье, используя прищепки.
Помогать отвинчивать различные пробки - у бутылок с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
Помогать перебирать крупу.
Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
Вытирать пыль.
Включать и выключать свет.
Отлеплять и прилеплять наклейки.
Перелистывать страницы книги.
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.Используйте творческий подход, все занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с ребенком за руку немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовите из теста – выделите и ребенку кусочек
ВЕСЕЛЫХ ИГР ВАШЕМУ РЕБЕНКУ И ЕГО МАЛЕНЬКИМ ПАЛЬЧИКАМ!