Материалы и оборудование к занятию : использование ИКТ «Дикие животные», письмо, аудиозаписи «Прогулка по осеннему лесу», мнемотаблицы осень, дикие животные, правила поведения в лесу.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме, загадывание загадок, беседы, рассматривание иллюстраций о диких животных, Д/и «Животные нашего леса», Д/и «Как дикие звери спасаются зимой?», «Дикие животные», «Кто где живет», «Времена года».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей! Давайте с ними поздороваемся.
Ответ детей –Здравствуйте!
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какое сейчас время года. А поможет нам загадка:
Как заведенный дождь идет
И день тепло нам не приносит.
Печален листьев хоровод.
Все ясно: наступила …Осень
Воспитатель: -Какие изменения происходят в природе осенью? Я вам покажу таблицу, а вы мне с ее помощью расскажете об изменениях в природе. (Мнемотаблица «ОСЕНЬ»)
Воспитатель: А как в природе называется явление, когда пожелтевшие листья осыпаются с деревьев?
Ответ детей –листопад.
-Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?
Ответ детей - всё в природе сразу замерзло бы, погибло, звери бы не успел подготовиться к холоду и голоду.
Воспитатель: В природе все замерло, все готовится к зиме.
Ребята, а вы хотите отправиться прогуляться в лес?
В лес сегодня на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
И лесных зверей мы с вами
Обязательно найдём.
- Вот мы и оказались в лесу. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
А поможет нам мнемотаблица.
- А ещё в лесу необходимо соблюдать тишину, не шуметь, а то можно испугать зверей.
-Интересно, увидим ли мы зверей в лесу?
- Ребята, смотрите белочка. Он она плачет, что же случилось.
Белка-ребенок: Мы звери спорили, хвастались, кто из нас самый лучший и поссорились. А лесовичок на нас обиделся и заколдовал. Теперь мы не помним кто мы такие, а самое страшное, забыли как готовиться к зиме. А она уже близко, наступит холодное и трудное время.
Воспитатель: Ребята, надо срочно помочь. Постараемся расколдовать зверей? (ответ детей) Давайте расскажем о белке по таблице.
Белка –дикое животное небольшого размера. Тело покрыто шерстью рыжевато-золотистого цвета. У белки есть туловище, голова, уши, лапы, хвост, который помогает при прыжках. Живет белка в лесу, в дупле на дереве. Питается семенами шишек, грибами. Осенью белка меняет цвет шерсти с рыжеватого на серый. Детеныш - бельчонок.
РЕБЕНОК:
Ура, спасибо, я все вспомнила. Я белка. Запасы орехов, грибов и шишек я уже сделала. Побегу получше устилать дно дупла пухом и шерстью, что бы зимой было тепло. До свидания мои дорогие.
Воспитатель читает следующую загадку.
Он зимою спит в берлоге,
Не гуляет по дороге,
Любит мед и сладкоежка,
Но не прочь погрызть орешки.
Зимой лапу он сосет
Летом он малину рвет.
Воспитатель: Кто это ребята (ответы)
В:Конечно медведь.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, почему медведь зимой сосет лапу? (Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет, медведь облизывает подошвы горячим языком, поэтому про мишек говорят, что зимой они сосут лапы.
РЕБЕНОК:
Ура, спасибо, я все вспомнил. Я медведь. Я все лето усиленно питался. Пойду подыскивать место для берлоги, в сухом месте, в углублении, например под вывернутым с корнями пнем или каком другом. И готовить подстилку из хвои и листьев, что бы с первым снегом улечься спать. До свидания.
Воспитатель убирает все про медведя и читает следующую загадку.
Он зимою белый весь,
Что за зверь, пушистый здесь,
Уши больше головы.
Из-за кустика видны.
Хвостик – маленький пушок
Прыгать он большой мосток
Летом серенький комочек,
Прыгает меж разных кочек. (заяц)
РЕБЕНОК:
Ура, спасибо, я все вспомнил. Я заяц. Мне дом не нужен и запасы я не делаю. Но свою серую шубку я поменяю на белую, чтобы стать совсем неприметным среди заснеженных равнин. А от голода меня спасает кора деревьев и веточки.
Воспитатель: А почему заяц зимой белый?
Опыт «Летом серый-зимой белый»
Ответ на этот вопрос поможет найти опыт «Летом – серый, зимой – белый».
У меня в руках силуэт зайчика из белой бумаги. Положим силуэт на лист белой бумаги. Прикрепим. Если мы посмотрим из далека на эту картинку, то мы не сможем разглядеть, кто у нас нарисован. А затем прикрепим силуэт зайца на зеленый фон, то сразу видно кто это. Поэтому белого зайца на снегу хищникам не видно.
Ребенок: Пока, пока, пойду веточку погрызу.
Ой, какой шустрый зайка. Давайте и мы попрыгаем, как зайки.
Физкультминутка:
Скок-скок, скок-скок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
Воспитатель читает следующую загадку:
Рыжая плутовка
спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та,
Как зовут ее? Лиса
РЕБЕНОК:
Спасибо, ребята. Я вспомнила, что я лиса. Живу в норе, там я могу спрятаться от зимней стужи. К зиме у меня отрастает густой подшерсток, они хорошо сохраняет тепло. Цвет шерсти у меня остается прежним, потому что мне не надо прятаться и маскироваться. Я хищница. До свидания, ребята!
Д/И «Назови семью»
Папа Заяц- мама зайчиха – детеныш зайченок
Волк- волчица- волченок
Еж –ежиха- ежонок
Медведь –медведица – медвежонок
Белка- белка- бельчонок
Молодцы!
Послушайте загадку о следующем, заколдованном жителе леса.
Кто колюч? Живет в лесу? Не боится кто лису?
От нее он не бежит: В клубок свернется и лежит,
Не видать ни глаз, ни ног?
Лесом катится клубок,
У него колючий бок, Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Воспитатель: Кто это ребята (ответы)
В:Конечно еж. Странно, но он не вспомнил, не расколдовался. Давайте поподробнее расскажем о нем.
Достает картинку ежа, мнемотаблицу (схему – модель). Теперь надо расшифровать символы в квадратах и с их помощью рассказать об этом животном.
Еж-дикое животное. Он маленького размера, тело покрыто иголками. Голову и брюхо защищает грубый, достаточно жёсткий мех коричневого цвета.
Тело округлое, мордочка вытянутая, уши, лапы короткие, есть небольшое хвост, но его не видно из-под иголок. Еж дикое животное, живет в лесу, в норе, в кустах или ямах. Основу его питания составляют насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви, мыши. Из растений может поедать ягоды и фрукты. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж ничего не ест и не двигается.
Воспитатель выслушивает ответы детей, дает наводящие вопросы, развивает мыслительную деятельность и дополняет.
РЕБЕНОК:
Ура, спасибо, я все вспомнил. Я еж. Я нашел себе норку возле старого пня и старательно устелил ее сухими опавшими листьями. Побегу скорее укладываться, и плотно закрою вход в норку листиками, палочками и мхом и буду спать до самых теплых дней. Пока!
Воспитатель убирает все про ежа и читает следующую загадку.
По горам и по полям,
По дремучим по лесам
Хищники стаями ходят
Голодные и злые, бродят,
Ночами рыщут,
Добычу ищут,
Устанут, на снег прилягут,
Хвостом нос укроют.
Спят и нор себе не роют.
Воспитатель: Кто это ребята (ответы)
В:Конечно волк. Странно, но он тоже не вспомнил, не расколдовался. Давайте поподробнее расскажем и о нем.
Достает картинки волка, мнемотаблицу (схему – модель). Теперь надо расшифровать символы в квадратах и с их помощью рассказать об этом животном.
Волк- дикое животное. Он большого размера, тело покрыто шерстью серого цвета. Она густая, длинная. У волка есть голова, уши, туловище, лапы, хвост. Это дикое животное. Живут стаями, они вместе охотятся. Дом волка называется логово. Их они устраивают в расщелинах скал, зарослях кустарника. Иногда волки занимают норы барсуков и других животных. Предпочитают питаться оленями, кабанами, лосями. Ловят и зайцев, лисиц, нападают на домашний скот. Детеныши волка -волчонок. Волки не впадают в спячку зимой и их активность не уменьшается. Они стойко переносят холодную пору времени на лапах. Но все же, некоторые изменения происходят и с волками. Волки не меняют цвет своей шубы. Ведь они хищники и защитный цвет шубы им попросту не нужен. Меняется только ее густота – мех становиться очень пушистым и густым. Это позволяет дикому зверю поддерживать температуру тела и переживать даже лютые морозы и ветра. (ответы детей).
Воспитатель выслушивает ответы детей, дает наводящие вопросы, развивает мыслительную деятельность и дополняет.
РЕБЕНОК:
Ура, спасибо, мы все вспомнили. Мы волки. Нам дом не нужен и запасы мы не делаем. Пойдем мой друг искать добычу. До свидания!
Воспитатель убирает все про волка.
Д/И «Чей дом как называется»
Дом волка называется- волчье логово
Дом лисы называется- лисья нора
Дом медведя называется- медвежья берлога
Дом белки называется беличье дупло
Дом ежа называется ежиная нора
Воспитатель: Вот мы всех с вами и расколдовали, помогли диким животным вспомнить кто они такие.
Дикие звери круглый год живут на воле. Они знают лесные правила и обычаи, добывают себе пропитание, понимают сигналы опасности, спасаются от врагов, в укромных потайных местах строят жилища, растят и воспитывают детенышей.
А нам с вами нужно помнить, что в лесу мы гости!
Нам пора возвращаться в детский сад.
- Раз, два, три вокруг себя повернись и снова в детском саду окажись.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Мы с вами гуляли по лесу, давайте проверим, что вы запомнили?