Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с историей происхождения гончарного промысла (с. Балхар, с. Сулевкент, с. Испик);
- знакомить детей с мастерами гончарного производства, такими, как Калкучи – основатель; последователи:П. Османова, Х. Магомедова, А. Сулейманова и др.
- учить выделять характерные особенности данного промысла;
- расширять и обогащать словарный запас детей: жюлла, чара, ангоб.
Развивающие:
- отработать навыки обследования предметов, сопоставления признаков: сходства и различия глиняных изделий разных территорий.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к народным мастерам гончарного дела;
- воспитывать дружеские взаимоотношения на протяжении всего занятия, желание прийти на помощь;
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: выставка гончарных изделий, образцы балхарской росписи (таблицы); образцы глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов). Тарелки и кувшины, изготовленные из глины детьми на предыдущих занятиях, репродукция глиняной посуды; глина, гуашь белая, две кисточки (тонкая и широкая), салфетки, банки с водой, подставки для кисточек. Экран, проектор, ноутбук, музыкальный центр.
Предварительная работа: чтение «Умный балхарец», С. Курбанов «Балхарские девушки»; заучивание Р. Рашидов «Гончар из аула Балхар», сюжетно-ролевая игра «Лавка сувениров», дидактическая игра «Собери картинку»).
Ход занятия
Звучит веселая музыка. (дети заходят, здороваются с гостями)
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Дети посмотрите, пожалуйста, как украшен наш зал. И сегодня я приглашаю вас в свой мини-музей. А были ли вы, дети, хоть раз в настоящем музее?
Дети: Да.
Воспитатель: В каком? Где он находится? Давайте вспомним, как мы посещали музей. (Слайды на экране).
Воспитатель: А теперь давайте посмотрите вокруг, что вы видите в моем музее? Так-это посуда, игрушки. Вы сегодня пришли в музей керамических изделий.
Дети: кувшины, подносы, разная посуда, игрушки.
Воспитатель: Да, ребята наш зал украшен изделиями дагестанских народных промыслов. Труд и талант мастеров превращает обыкновенные вещи в произведения искусства. Дети присаживайтесь на стульчики. (дети садятся)
Воспитатель: Дагестанская земля издавна славилась своими мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров.
- Послушайте стихотворение. Р. Рашидов «Гончар из аула Балхар».
(читает)
В том ауле, что похож
На селении Балхар,
Жили – были, говорят,
Землепащец и гончар.
На дворе у гончара
Не скучал гончарный круг.
И, затачивая плуг,
Пахарь песню напевал.
«Туча, туча помоги,
Ты от поля не беги
И скорее полю
Дай напиться вволю»
А в другом дворе – гончар
Глину красную месил
И при этом в песне он
Солнце красное просил.
«Солнце, солнце помоги,
Ты кувшины обожги,
Чтобы каждый мой кувшин
Полыхал бы, как рубин».
Воспитатель: - О ком это стихотворение? Кто такой гончар?
Дети: - Гончар.
Воспитатель: — Гончар — это очень древняя и уважаемая профессия. Раньше в каждом селе был свой гончар.
Воспитатель: - Одним из популярных видов народных ремесел в республике является гончарство. Главным центром гончарного промысла считается аул Балхар, хотя есть еще испикская и сулевкентская керамика. Балхарские мастера сохранили и приумножили традиции гончарства своих далеких предков. Продукция знаменитых мастеров аула ценится благодаря высокой прочности, прекрасным декоративным характеристикам, изящным формам и тончайшим стенкам посуды. Благодаря гончарству Балхар прославился на весь Кавказ, а изделия балхарских мастеров и сегодня являются одной из достопримечательностей края и предметом национальной гордости.
Воспитатель: - Дети, давай пойдем в гости к бабушке Марьям из аула Балхар. Она