Цель: формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Задачи:
•Закреплять и расширять представление о России;
• Дать детям знания о многообразиинародов проживающих на территории России;
• Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;
• Способствовать формированию у детей интереса к народам России;
• Познакомить с особенностями разных народных культур;
• Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми;
• Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры;
• Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Предварительная работа:
Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна, в которой мы живем», Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».
Чтение сказок народов России(русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские и т.д.)
Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.
Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые»(якутская н. и.); «Ручеек»,
«Горелки», «Золотые ворота»(русские н. и.); «Липкие пеньки» (башкирская н. и), «Тимербай»,«Буш урын» «Займи место» (татарские н.и), «Платочек» (мордовская
н. и.) и др.
Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.)
Оборудование и пособия: видеопрезентация, карта РФ; элементы народных костюмов, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; дидактическая игра «Собери национальный костюм».
Методы и приемы: метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, метод ТРИЗ, игровые приемы, беседы, сюрпризный момент.
Формы и виды организации детской деятельности: двигательная, игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: правильно, мы с вами живем в стране, которая носит удивительное красивое имя - Россия. В мире есть много разных стран, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что это наша Родина. Наша странаочень большаяи очень красивая. Но страна- это не только красивая природа. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Это мы с вами - россияне.
Ребенок читает стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: ребята, у каждой страны есть свои символы. Есть они и у России. А зачем нужны символы?
Ответы детей.
2, 3 слайд.
Воспитатель: каждый государственный символ является эмблемой государства и его отличительным знаком. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России. Кто из вас, ребята, может назвать три символа нашей страны?
На экран проецируется герб России, флаг России, гимн России.
Ответы детей.
Проводится словесная игра:
Наша страна называется … Россия.
Граждане России называются … россияне.
Столица России город … Москва.
Президент России … В. В. Путин
4 слайд.
Воспитатель: наша страна сильна дружбой разных народов, которые её населяют. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру и традиции.
Люди, каких национальностей живут в нашей стране?
Ответы детей: русские, чуваши, башкиры, чеченцы, татары, чукчи, ненцы и др.
Детям демонстрируются элементы народных костюмов народов России.
Русский н. к. – кокошник.
Татарский н. к. – тюбетейка.
Чеченский н. к. – платок из легких тканей или шарф.
Чукотский н. к. – варежки из меха.
- что вы видите перед собой?
- кому может принадлежать эта одежда?
- кто может носить эту одежду?
- как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Проводится игра «Я начну, а вы продолжите»:
-У русских родной язык… русский
-У татар родной язык… татарский
-У башкир родной язык… башкирский
-У казахов родной язык…казахский
-У калмыков родной язык…калмыцкий
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
5 слайд.
Воспитатель: посмотрите на татарский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина?
Дети перечисляют.
Я предлагаю поиграть в татарскую народную игру «Займи место».
Проводится татарская народная подвижная игра.
Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит: Как сорока стрекочу Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу, Тебя хлопну по плечу - Беги! Сказав: «Беги!» - водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. Правила игры. Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу. Воспитатель: Ребята, давайте с вами рассмотрим татарский национальный костюм. Что особенного вы в нем видите? Ответы детей. Воспитатель: на голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали безрукавный камзол (застегивался на поясе), на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги.
6 слайд. А посмотрите, какой красивый чеченский костюм. Мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха. У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.
7 слайд. Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных.
Воспитатель: каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.
Проводится дидактическая настольная игра «Собери национальный костюм» (разрезные картинки). Дети делятся на группы и собирают изображение национальных костюмов.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какие пословицы и поговорки мы знаем о дружбе народов.
Ответы детей:
Дружба народов — богатство народное. (башк.)
Народная дружба и братство дороже всякого богатства.
Если народ един — он непобедим.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно сказали, а теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Проводится пальчиковая игра. Разных народов большая семья, - вертят ладошки, шевеля пальцами) И этим гордиться должны мы друзья - ладони в «Замок» поднимаем пальцы Россией зовется общий наш дом, - из ладошек делаем крышу дома Пусть будет уютно каждому в нем. - ладони прижаты друг к другу Любые мы трудности вместе осилим - потираем кулачки друг об друга И только в единстве сила России. -поднимаем руки вверх и раскрываем ладони
Рефлексия. Проводится игра «Ладошки».
Поднимите все ладошки И потрите их немножко. Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши) 1,2,3,4,5. Продолжайте потирать! (потирают руки) Мой сосед такой хороший! Я ему пожму ладошку. (пожимают руки с одной стороны) И другой сосед хороший- И ему пожму ладошку. (пожимают руки с другой стороны) Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх) Всем народам дружное: Ура! (машут руками)
Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод».
Воспитатель: Пусть все люди Земли с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучат только радость и смех.
Пусть без слов будет песня понятна для всех!
-Что сегодня нового узнали на занятии? - О чем (о ком) еще вы хотели бы узнать? Что больше всего понравилось?