Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности по развитию речи по лексической теме "Лес, деревья"»
«Лес. Деревья».
Цель: Учить пересказывать текст произведения Н.Сладкова «День рождения елочки».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— учить различать лиственные и хвойные деревья по внешним признакам;
— учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать прилагательные от существительных (береза – березовый).
—Коррекционно-развивающие:
— развивать и активизировать словарный запас по теме;
— развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, общую моторику.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: предметные картинки (деревья), картинка с изображением маленькой елочки, осыпанной осенними листьями ; листья клена, осины, ивы, березы, рябины .
Ход занятия
Сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес. Что мы с вами увидим в лесу? (деревья)
Упражнение «Назови много» с мячом.
Воспитатель произносит предложение, дети договаривают последнее слово.
- Дерево, а в лесу … (деревья)
- Лист, а на ветке... (листья).
- Ветка, а на дереве... (ветки).
- Ствол, а у деревьев... (стволы).
- Береза, а в лес растут... (березы).
- Елка, а в лесу - ... (елки).
- Сосна, а в лесу - …(сосны).
- Дуб, а в лесу - …(дубы).
- Клен, а в лесу - …(клены).
- Рябина, а в лесу - …(рябины).
- Шишка, а в лесу…(шишки).
—— Какие бывают деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные.)
- Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Осенью с лиственных деревьев опадают листья, а хвойные — сохраняют свою хвою.
— Где еще растут деревья? (В лесу, парке, саду, во дворах и т.д.)
Игра « Найди пару» ( на столе по два листа березы, клена, осины, ивы)
«Скажи с какого дерева, какой» (с листьями)
С березы — березовый лист, с осины – осиновый, с ивы – ивовый.
Упражнение «На что похож лист».
Кленовый похож на звезду, …, осиновый на фонарик, …
Чтение произведения Сладкова «День рождения елочки»
Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась.
Деревья роняли листья.
Много-много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки. Осина дарит красивые китайские фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, а ей все дарят и дарят.
И у всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом — одним цветом.
Вопросы
Когда, в какое время года появилась елочка?
Что она сделала?
Что делали деревья?
Что делают деревья в день елочкиного рождения?
Что дарит осина?
Что роняет клен?
Чем засыпает елочку ива?
Какая становится елочка?
Физкультминутка.
Превратимся в елочку. Покажите, как елочка появилась на свет. (Присесть, а потом медленно приподняться).
Что сделала елочка, когда появилась на свет? Посмотрела по сторонам. (Поворачиваем голову влево и вправо).
Что делали деревья? Роняли листву. Покажите руками. Дети поднимают руки и плавно их опускают.
Как еще можно сказать?
Был листопад, с деревьев опадали листья, …
Покажите, какая стояла елочка?
Дети расставляют руки в стороны, улыбаются.
- И стоит елочка растерянная, счастливая; раскинула лапки, а на ладошках подарки.
Чтение произведения второй раз с установкой на дальнейший самостоятельный пересказ.