Знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, удивление, грусть, злость, брезгливость.
Чтение художественных произведений: миф о Психее («Метаморфоз» Апулея), «Золотые слова» М. Зощенко, «Не надо врать» М. Зощенко, «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок) Н. Носов, «Лунный человечек» О. Дидковская.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона занятия. Снятие мышечного напряжения.
Педагог: Здравствуйте. Я рада вас видеть, друзья мои.
(Дети садятся полукругом перед педагогом)
Педагог: Я предлагаю вам поиграть со мной. Представьте себе, что вы превратились в черепах… Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирь – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза.
(Дети выполняют действия по инструкции педагога)
Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и начали их будить. Черепахи медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глаза, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шею и с любопытством посмотрели вокруг.
(Дети выполняют действия по инструкции педагога)
Пора вставать: черепашки распрямили лапки. Привстали, потянулись, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое и теплое солнышко! С добрым утром, черепашки!
(Ребята улыбаются друг другу)
Давайте улыбнемся друг другу. Какие вы доброжелательные!
II. Игра-импровизация «Море волнуется раз…». Обучать основным видам эмоциональных состояний. Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.
Педагог: Вам понравилось играть? Тогда продолжим. Сегодня мы отправимся в необычное морское путешествие. Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать?
(Ответы и предположения детей)
Педагог: Конечно, на корабле. А сейчас представьте себе, что вы стоите на палубе корабля. Наш корабль сильно качает. Переносите вес тела поочередно то на правую, то на левую ногу. Вторую ногу при этом расслабьте.
Море богато разными чудесами, оно может доставить людям как положительные эмоции (радость, удивление), так и отрицательные (грусть, страх). Дети, ох как море разволновалось! Наверное, тоже поиграть с нами желает!
(Дети изображают эмоции с помощью жестов и мимики)
Педагог: Ребята, как у вас хорошо получается, выражать разные эмоции! Я вижу остров, поплывем к нему.
(Дети подходят к песочнице)
III. Работа в песочнице. Закреплять, уточнять, систематизировать знания детей о песке. Развивать познавательную активность, любознательность. Развивать навыки взаимодействия друг с другом. Развивать навыки осознания себя частью коллектива. Развивать эмоционально-чувственный опыт детей.
Педагог: Давайте, поздороваемся с островом.
(Дети пересыпают песок их ладони в ладонь, «здороваются»)
А вы знаете, что в давние-давние времена на далекой и неизвестной планете не было воды, а был только песок. И было там огромное-огромное море из песка.
Сейчас мы превратимся в ветер, сделаем на море волны.
(Дети с помощью ладоней и пальцев создают на песке волны)
Педагог: Песочные волны умеют говорить и постоянно шепчутся друг с другом. Хотите услышать их разговор? Прислушайтесь... Песок шепчет вам свое имя. Произнесите его!
(Дети произносят то, что «услышали» приглушенно, пересыпая песок с ладони на ладонь)
Педагог: В песочном море стояла большая башня… Вот и вы постройте высокую старинную башню из песка.
(Дети с помощью воды строят башню)
В башне никто не жил. Но вокруг нее постоянно ходили различные существа.
(Дети выбирают «существа» из миниатюрных фигурок, располагают вокруг башни).
Выберите из них тех, кто вам не нравится, тех, кто неприятен. Объясните свой выбор.
(Рассуждения детей)
Педагог: Песочный остров очень маленький, а ведь нашим знакомым нужно где-то жить. Я предлагаю помочь им подружиться. Для этого у меня есть морская ракушка. Передавайте ракушку друг другу по кругу, согревая ее в руках, и рассказывайте по очереди правила настоящей дружбы, а ракушка будет их запоминать. Потом мы ее подарим нашим знакомым и она будет помогать им не забывать правила дружбы.
(Передавая ракушку друг другу, дети рассказывают, как нужно дружить)
Педагог: Какие ценные и замечательные правила. А теперь давайте расселим жителей острова в башни. Каждого поселите там, где ему будет удобно.
(Дети расселяют «жителей»)
Педагог: А еще на остров приплывают отдыхать большие черепахи. Но им обязательно нужно уединенное, тихое место для отдыха. Возьмите фигурки, растения и создайте для черепашек уголок отдыха.
(Дети создают уголок отдыха)
Педагог: Большие черепахи очень любят хвалить друг друга. Для того чтобы хвалить, мы на песке нарисуем волшебные очки и будем примерять их, а вместе с примеркой говорить о себе и товарищах хорошие слова.
(Дети рисуют очки и хвалят себя и товарищей)
Что вы чувствуете? Приятно вам слышать приятные слова в свой адрес?
Педагог: Большие черепахи зарываться в теплый песок. Погрузите и вы ладони в песок. Давайте и мы попробуем «зарыться».
(Дети закапывают ладони в песок)
Что вы чувствуете? Приятно вам или нет?
(Ответы детей)
Хочется что-нибудь изменить?
(Ответы детей)
Какое у вас настроение?
(Ответы детей).
А теперь переверните ладони внешней стороной. Изменились ваши ощущения? А ваше настроение?
(Ответыдетей).
IV. Обратная связь. Способствовать возникновению эмпатии. Воспитывать умению релаксации, самоанализу. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Педагог: Нам пора возвращаться на корабль и плыть домой.
(Дети берутся за руки в форме «лодки», садятся на ковер в круг. Передавая мяч, они делятся своими впечатлениями от занятия)
Что вам сегодня больше всего понравилось? Какое у вас сейчас настроение? Чему вы научились сегодня? Что узнали нового о своих товарищах?
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по-разному. Попрощаемся ладонями (локтями, коленками, спинами, лбами)