Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по речевому развитию по теме "Животные жарких стран" в подготовительной группе»
Тема: Животные жарких стран.
Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на схему.
Задачи: 1. Уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детенышей.
2. Уточнить внешние признаки, характерные повадки, особенности питания.
3. Совершенствовать грамматический строй речи: учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительные с числительными.
4.Закреплять навык составления схемы предложения.
5. Воспитывать дружелюбие.
6. Развивать общую и мелкую моторику.
7. Развивать воображение.
Ход:
Организационный момент.
Дети садятся на ковер (звучит музыка).
Воспитатель:
- Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня. Вокруг – желтые мелкие пески. Знойное голубое небо дышит жарой. Яркое горячее солнце. Ни воды, ни кустика зелени. А рядом сплошная стена зеленого тропического леса: деревья, кусты, лианы. Летают птицы небывалой красоты, слышится визг обезьян и рык хищников. Это Африка. Это удивительный край, где каждый может стать волшебником. Давайте попробуем вместе (достает три банки с чистой водой). Ты, водица белая, ты, вода студеная, стань, как африканское небо… Ребята, скажите – какое? (Высокое, знойное, жаркое, голубое).
Голубою
- Сделаем вдох носом, сложим губы трубочкой и выдохнем через рот. (Дети дуют на банку, вода взбалтывается и становится голубой).
- Ты, водица белая, ты, вода студеная, стань, как африканский песок… (мелкий, желтый, горячий).
Желтою
(Манипуляции с банками повторяются, и вода окрашивается в желтый цвет).
- Ты, водица белая, ты, вода студеная, стань, как африканские джунгли… (большие, непроходимые, дремучие, зеленые).
Зеленою
(Манипуляции с банками повторяются, и вода окрашивается в зеленый цвет).
Основная часть.
Драматизация сказки
- Вот мы и в Африке.
- Послушайте, мне кажется, кто-то плачет. Да ведь это маленькая обезьянка! Что случилось?
Обезьянка:
- Я потеряла маму.
Дети:
- А какая она? У нее есть длинный хобот?
- Может у нее длинная пятнистая шея?
- У нее есть длинный зеленый хвост?
- У нее есть крепкий панцирь?
Обезьянка:
- Нет, моя мама не такая.
Воспитатель:
- Да, странный портрет у нас получился… (на доску выставляет портрет несуществующего животного).
Дидактическая игра «Чье это?» (с опорой на портрет несуществующего животного)
- Я вижу лапы льва. Лапы чьи? (львиные).
Дети:
- Я вижу ноги жирафа. Ноги жирафьи.
- Я вижу панцирь черепахи. Черепаший панцирь.
- Я вижу хвост крокодила. Крокодилий хвост.
- Я вижу шею жирафа. Жирафья шея.
- Я вижу голову верблюда. Верблюжья голова.
- Я вижу рог носорога. Носорожий рог.
- Я вижу хобот слона. Слоновий хобот.
Обезьянка:
- Моя мама вот такая (показывает картинку).
3. Составление описательного рассказа.
Воспитатель:
- Давайте расскажем об обезьянкиной маме, глядя на картинку.
Дети:
У обезьяны овальная голова. На голове – глаза, нос, большой рот, маленькие уши. Овальное туловище, длинные, ловкие лапы с короткими, сильными пальцами и широкими стопами. Длинный хвост помогает обезьяне легко перебираться с дерева на дерево. Все тело покрыто шерстью.
Обезьяны живут в джунглях. Маленькие обезьяны большую часть времени проводят на деревьях, крупные – на земле, забираются на деревья только для ночлега.
Обычно у обезьяны рождается 1-2 детеныша. Самка оберегает их. Часто малыши путешествуют с мамой, крепко держась за ее шерсть цепкими лапками.
Дрессированных обезьян можно увидеть в цирке.
(рассказ составляют 2-3 ребенка)
Воспитатель:
-Думаю, ребята согласятся помочь обезьянке найти ее маму. В путь? (Звучит музыка, дети идут по кругу).
4.Дидактическая игра «Добавь словечко».
Воспитатель:
- Нам надо быть осторожными, ведь в Африке живут сильные, гривастые … (львы).
Пугливые, полосатые…(зебры).
Пятнистые, длинношеие… (жирафы).
Огромные, сильные… (слоны).
Ловкие, хвостатые… (обезьяны).
Страшные, зеленые… (крокодилы).
Обезьянка:
- А я ни разу не видела этих зверей.
Воспитатель: Наши ребята сейчас тебе их покажут.
5.Физкультминутка «Чудесное превращение»
Дилы-дилы-дилы - появились крокодилы.
Моты-моты моты - появились бегемоты.
Афы-афы-афы – листики жуют жирафы.
Ны-ны-ны – водой брызгают слоны.
Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны. (Дети изображают животных).
Обезьянка:
- Я проголодалась!
Воспитатель:
-Ребята, чем мы можем угостить обезьянку? (бананом).
6. Составление предложений по картинкам и схемам.
Воспитатель:
- Составим предложение из двух слов. (Обезьяна ест.)
- Что ест обезьяна? (Обезьяна ест банан.)
- Сколько слов в предложении? (три).
- Составим схему этого предложения.
- А что ест тигр? Составим предложение о тигре из трех слов. (Тигр ест мясо.)
- Составим схему этого предложения.
- Да, разные вкусы у животных. А как вы думаете, можем ли мы всех животных посадить за один стол?
Вот перед нами звериная столовая:
ХИЩНИКИ ТРАВОЯДНЫЕ
- Поставь свою карточку к нужной схеме и объясни.
Дети:
Обезьяна, слон – листья, побеги, фрукты;
Бегемот, верблюд, зебра, черепаха – траву;
Лев, тигр – мясо антилоп, газелей, зебр, обезьян;
Крокодил – рыбу, мясо антилоп, жирафов, газелей.
Воспитатель:
- Как называются животные-охотники? (хищники)
- Как называются животные, питающиеся растениями? (травоядные)
- Ну что, идем дальше?
7. Графическое упражнение «Обведи по контуру».
Воспитатель:
- Мне кажется, эти малыши тоже потеряли маму. Обведи силуэт мамы, детеныш которой нарисован на карточке. Может и наша обезьянка найдет свою маму (ребенку, исполняющему роль обезьянки достается карточка, на которой помимо других животных нарисован контур обезьяны).
Обезьянка:
- Я нашла свою маму!
8. Дидактическая игра «У кого кто?»
У львицы – львенок.
У тигрицы – тигренок.
У жирафы – жирафенок.
У зебры – зебренок.
У крокодила – крокодильчик.
У верблюда – верблюжонок.
9.Дидактическая игра «Сколько?»
Воспитатель:
- Посмотрите, да здесь целая гирлянда из обезьян! Давайте посчитаем: одна обезьяна, две обезьяны, … пять обезьян.
- Составьте свою цепочку из обезьян (дети составляют цепочку, цепляя фигурки обезьянок друг за друга).