Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Путешествие в мир знаний» ( образовательная область «познавательное развитие»)»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 53 « Солнышко»
Конспект
непосредственно - образовательной деятельности
«Путешествие в мир знаний»
( образовательная область «познавательное развитие»)
образовательные:познакомить детей с глобусом – моделью земного шара : дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли и обозначаются на глобусе по- разному, продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать элементарные представления о процессе фильтрации, развивающие: развивать социальные навыки ( учитывать мнение партнера, отстаивать свое мнение),
воспитательные: прививать бережное отношение к воде, активизировать и обогащать словарь детей.
Материал: бочонок с карточками –вопросами, глобус, орешек- знаний с разрезными картинками,две чашки с водой, 2 пачки соли, 2 сырых яиц; на каждого ребенка бутылка воды 0,5л , 2 баночки, прозрачный стакан, марлевая салфетка, ватный диск, диск из фильтровой бумаги, воронка, растительное масло.
Наше путешествие начнется только тогда, когда мы сможем расколоть орешек знаний. Я думаю, что расколоть орешек сможет смелый человек, а вы как считаете? ( сильный, умный, сообразительный, находчивый, уверенный). Вы сказали все верно и наш орешек расколется, если вы правильно ответите на вопросы «Заморочки из бочки» (дети вытаскивают карточки с вопросами и отвечают)
Назови осенние месяцы, сколько их?
Назови город, в котором мы живем? Где он находится?
Как называется дикая свинья?
Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору?
Назови времена года ? Сколько их?
Листья, каких деревьев осенью краснеют?
Какая птица барабанит?
Какое время года называют «белым», «хрустальным», «серебристым»?
Что необходимо для жизни растений?
На какие большие группы можно разделить деревья?
Вы прекрасно ответили на вопросы. Попробуем расколоть орешек. Здесь какие-то разрезанные картинки. Интересно! Давайте попробуем сложить. Что получилось? (получился шар, похожий на землю). Правильно – это модель Земли. Наша планета Земля- очень большой шар. Изображают ее в виде глобуса. На нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое.
Давайте рассмотрим его. Земля –это сверкающий, голубой шар.
- Какого цвета на глобусе больше всего? (синего)
-Как вы думаете, что обозначено этим цветом? (моря, океаны)
Да, голубой цвет – это океаны и моря. Чем темнее цвет, тем глубже в этом месте море или океан. На земном шаре четыре океана, все они соединены между собой, поэтому по воде можно попасть из одного океана в другой. Ребята, а кто знает какая вода в море? ( соленая). Правильно вода в океане и морях горько- соленая, и такая вода не пригодна для питья.
-Какие еще цвета есть на глобусе? (зеленый)
Верно, этим цветом обозначены равнины, на которых расположены: леса, луга, поля.
- А вот коричневый. Это горы. Чем темнее цвет, тем горы выше.
- Желтый. Это пустыни, там много песка и очень жарко.
- А, что обозначает белый цвет? (Северный полюс, Артику), там вечная мерзлота, много снега и всегда холодно.
Хотите, я покажу, где находится наш Ставропольский край. Вот примерно здесь, отметим его красным кружочком.
Вспомните, ребята, куда вы летом уезжали с родителями отдыхать? На Черное море. Давайте найдем на глобусе это место. Как вы думаете, где быстрее можно научится плавать на море или на реке? Вы знаете почему? Хотите узнать? Я предлагаю пройти в нашу лабораторию.
Посмотрите, ребята, на столе две чашки, в них вода. В одну мы добавим соль. Что произошло с солью? Как вы думаете, какая получилась вода на вкус ? Верно, соленая, как в море. Теперь аккуратно опустите яйцо в воду, что произошло? А теперь давайте опустим яйцо в чашку с пресной водой. Что произошло? (оно опустились на дно) Какой сделаем вывод: в соленой воде яйцо всплывает. Совершенно верно, соленая вода выталкивает предметы и поэтому на море легче научиться плавать.
Дети, предлагаю провести минутку отдыха. Встаньте свободно и прислушайтесь к музыке .
Физкультурная минутка. Раз, два повернись
В родничок превратись! ( дети присели)
Появился над землей родничок, стал расти,
набирать силу и вырос. ( дети встали).
Тесно ему стало в своем домике, превратился
он в ручеек и побежал. ( дети медленно бегут).
Пока он бежал, на своем мути он встретил
много препятствий: большие камни,
которые приходилось ему огибать; узкий,
низкий тоннель (дети имитируют движения).
Ручеек преодолел все препятствия, стал расти ,
бежать еще быстрее. И вот на просторе он встретил
много других похожих на себя ручейков.
Они все вместе образовали большое, красивое озеро
( дети берутся за руки).
Ребята, вы хотите больше узнать о воде? Тогда проходите к столам нашей мини – лаборатории.
Давайте вспомним, что растворяется в воде? ( соль, сахар, таблетки, глина, мука.) . Как вы думаете, масло растворяется в воде? А теперь проверим.
Налейте в баночку воду и добавьте немного масла. ( самостоятельная работа детей).
- Что произошло с маслом в воде? (масло не растворилось, оно плавает по поверхности желтым пятном)
Делаем вывод: вода растворяет не все вещества . Когда в реки , в моря выливается нефть, мазут, отходы с предприятий , то большой вред наносится нашей природе. Гибнут рыбы, растительность водоемов. Поэтому необходимо всем на земле соблюдать правила поведения в природе.
Продолжим наше исследование. Посмотрите на воду, где плавает по поверхности масло. Ребята, давайте с вами поразмышляем можно ли пить такую воду ? (нет, она пахнет маслом, она загрязненная). А что можно сделать, чтобы она стала пригодной для питья? ( её нужно очистить). Самый простой фильтр для очистки воды мы сможем сделать сами из обычной марлевой салфетки и ватного диска. Вот так (показ воспитателя), а также можно использовать диск из фильтровой бумаги. Вставляем воронку в стакан, вкладываем в него фильтр и осторожно, понемногу, будем лить масляную воду в баночку с фильтром. Самостоятельная работа детей.
Уберите аккуратно воронку и посмотрите на воду. Какая она стала? (чистой). Куда же делось масло? (осталось на фильтре)
Сегодня вы узнали самый простой способ очистки воды. А вода, которая попадает к нам в водопроводы проходит специальную очистку с помощью сложных фильтров.
Работа в нашей лаборатории подошла к концу. Я хочу узнать ваше мнение и предлагаю поиграть в игру - связующая нить. Что интересного вы узнали во время познавательного путешествия? (дети берут в руки нить и отвечают ).
Предполагаемые ответы детей ( в соленой воде предметы всплывают; узнала, как можно очистить воду и сделать фильтр; мне интересно было составлять модель земли; узнали, что на глобусе обозначают цвета; понравились вопросы « заморочки из бочки»).
Воспитатель: сегодня мы познакомились с глобусом и еще больше узнали о воде. Вода добрый друг и помощник человека, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.