Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Рождественские посиделки»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Рождественские посиделки»
Цель: создание условий для знакомства детей с праздником Рождество Христово и связанными с ним обычаями, приобщения к истокам русской народной культуры, воспитания чувства доброжелательности. Создание условий для творческого и эмоционально – нравственного развития.
Задачи.
Способствовать созданию эмоционально-комфортной обстановки, смотивировать детей на познавательную деятельность.
Создать условия для закрепления знания зимних месяцев, праздников, которые отмечаются в январе месяце.
Содействовать обогащению представлений детей о Рождестве и связанными с ним обычаями.
Создать условия для предупреждения усталости, знакомства с русской народной игрой.
Способствовать развитию эстетических чувств, мелкой моторики.
Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Рождественские посиделки»»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной группы.
Тема: «Рождественские посиделки»
Цель: создание условий для знакомства детей с праздником Рождество Христово и связанными с ним обычаями, приобщения к истокам русской народной культуры, воспитания чувства доброжелательности. Создание условий для творческого и эмоционально – нравственного развития.
Задачи.
Способствовать созданию эмоционально-комфортной обстановки, смотивировать детей на познавательную деятельность.
Создать условия для закрепления знания зимних месяцев, праздников, которые отмечаются в январе месяце.
Содействовать обогащению представлений детей о Рождестве и связанными с ним обычаями.
Создать условия для предупреждения усталости, знакомства с русской народной игрой.
Способствовать развитию эстетических чувств, мелкой моторики.
Обеспечить условия эмоционально-нравственного развития детей.Побуждать к самостоятельному использованию познавательного и игрового опыта.
Организационный момент. (Встречает детей воспитатель в русском сарафане)
Здравствуйте ребята! Проходите не стесняйтесь! Ребята, а вы меня не узнаете? Меня зовут Марья-Сказительница.
Гости на двор, хозяину радость.
Кого почитают – того и величают.
Приглашаю вас в гости к себе на посиделки. А вы знаете, что такое посиделки?
Давным-давно, в старину, зимними вечерами любил народ в горнице (комнате) собираться, песни петь, истории рассказывать, загадки загадывать.
Проходите, садитесь.
Ой, ребята, смотрите лапоть. Большой какой. Может вы его потеряли? Интересно, какой же сказочный герой потерял лапоть? (Ответы)
Да как же это я позабыла-то, про лапоть ведь примета чудесная есть. Клали лапоть на порог-злых духов отпугивали. Ребята, уж не домовенок ли Кузя решил нас уберечь? Только вот от кого? Ребята, а вы знаете, кто такой домовенок Кузя и где он живет?
Видеть его не видела, а слышать слышала. Живет он за печкой. Сидит там невидимый, наблюдает за нами и слушает.
Послушайте. Ни звука, наверно задумал что-то. Уж больно он любит удивлять всех, а особенно загадки загадывать и за печку их прятать.
Кто сходит и заглянет за печку, ничего там Кузенька для нас не приготовил?
2. Ориентация по плану, загадки.
Смотрите, ребята! А вот ипервая загадка. Что здесь Кузенька нам нарисовал? (Следы) А зачем же он нам нарисовал следы? (Наверно нам куда-то путь указывает). Давайте пойдем по следам. Куда следыведут? ...
Посмотрите-ка, ничего тут для нас нет? Смотрите-ка, сундучок. Как вы думаете, что в сундучке?
Ай, да, Кузенька он нам загадки приготовил. (Про зиму).
А кто знает, как называются зимние месяцы? А вы знаете в январе, какие праздники бывают? (Рождество).
3. Рассматривание слайдов о Рождестве и колядках.
А вы слышали о Рождестве? Что вы знаете о Рождестве? (Молодцы какие).
Я вам сейчас сказочную историю расскажу об этом. Хотите послушать?
Рождество празднуют 7 января. В этот день родился мальчик Иисус Христос.(Слайд)
Он рос послушным и прилежным ребенком. А когда вырос, то от любви и доброты его всем людям было хорошо.
В Рождество Христово люди веселились, гадали. А вы когда-нибудь гадали? А зачем люди гадают?
Гадают, чтобы узнать, что же хорошего ждет в будущем. Ребята, и мы с вами сегодня тоже погадаем.
А еще народ в одежды праздничные наряжался, маски яркие одевали. Как вы думаете, зачем наряжались, маски одевали? (Чтобы злых духов отпугивать и настроение праздничное было). (Слайд)
Нарядятся и идут по домам хозяев с Рождеством поздравлять, зерном посевать.
А зерно-то в дом зачем бросали? (Богатства желали, урожая хорошего)
А песни какие пели? Колядками называются. Кто хорошо покалядует, того одаривают хозяева сладостями, пирогами.
Послушайте, я вам сейчас колядку спою.
Коляда, коляда-отворяй ворота
Коляда, коляда-подавай пирога
Подавай не ломай, а по целому давай.
О чем говорится в этой песне?
4. Русская народная игра «Цапки»
А еще во время посиделок в игры играли. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Цапки».
Молодцы! Весело поиграли.
5. Раскрашивание масок под музыку.
Ребята, а вы хотите покалядовать, сладостей заработать? А кто помнит, что нам для этого нужно? А что одевали, чтобы злых духов отпугивать? (Маски)
Масок-то у нас нет. А может Кузенька нам поможет. Он же все видит и слышит. Давайте-ка по углам посмотрим, нет ли там масок. (Находим)
Но маски-то белые, а нам нужны яркие, красочные. Что делать будем?(раскрасим их, украсить)
Я предлагаю вам раскрасить маски. Смотрите-ка, что я вам приготовила. Что это? (картошка)А вы когда-нибудь рисовали картошкой?На картошке вырезаны разные узоры Чтоб быстрее получилось будем ставить яркие пятна. Пока музыка играет вы красите, как перестала играть-закончили.
(Пока красят, зажигается свеча)
Да какие маски получились замечательные. Молодцы. Пусть они сохнут.
6.Гадание, Социоигра.
Ребята, смотрите, свеча горит, пришла пора погадать и судьбу свою узнать.
Садитесь на ковер в кружок. (Свечку потушила)
Этот платочек не простой. Он умеет будущее показывать. А вы хотите будущее узнать? Что хорошего вас ждет? Но правило такое. Мы поочереди будем что-то доставать из-под платка и угадывать, что нас ждет в будущем. Кто достает, тот и угадывает. (Достаем картинки)
Можно я первая попробую. Сейчас узнаем, что же Ваню ожидает…
Ну вот, будущее узнали.
Видите, сколько хорошего нас ждет впереди, а я вам хочу еще пожелать добра и свое тепло передать. Маша, тебе передаю частичку тепла, кто мне хочет передать, кладите руку. Видите, сколько добра получилось.
7. Колядки.
А хотите другим людям пожелать добра? Тогда мы пойдем колядовать. Но сначала давайте песенку колядку поучим. Я буду запевать, а вы продолжать. Послушайте.
Коляда, коляда отворяй ворота
Сеем, сеем, посеваем
Счастья, радости желаем.
Давайте повторим (дети повторяют вместе с воспитателем).
Пора нам маски одевать и идти колядовать. Какие вы красивые, какие маски у вас замечательные. Подходите, крупу берите, в ноги кидать будем и говорить
Сеем, сеем посеваем….
Ребята, возьмите музыкальные инструменты, чтобы подыграть. (Идем колядовать)
Молодцы ребятки, хорошо колядки спели и сладостей заработали.
8. Мнемотаблица. (Рефлексия)
Понравилось вам у меня на посиделках. А что больше всего понравилось вы мне покажете? Возьмите кружочек и положите туда, что больше всего понравилось. (Мнемотаблица)
Спасибо вам, что пришли ко мне на посиделки.
Анализ НОД.
НОД имеет триединую цель.
Образовательную- знакомство детей с праздником Рождество Христово и связанными с ним обычаями.
Воспитательную- приобщение к истокам русской культуры. Воспитание чувства доброжелательности.
Развивающую- творческое и эмоционально-нравственное развитие.
Она состоит из 8 взаимосвязанных частей. В каждой части свои задачи.
В первой части НОД задача-создать эмоционально-комфортную обстановку, смотивировать детей на познавательную деятельность. Для этого используется русский народный фольклор, народное поверье в домового, примета, связанная с лаптем.
Во второй части- закрепить название зимних месяцев, праздников, которые отмечаются в январе. Задействована умственная активность детей.
В третьей части задача- рассказать в доступной форме о Рождестве и связанными с ним обычаями. Используется наглядность, вопросы для вовлечения детей в беседу.
В четвертой части задача-познакомить с русской народной игрой, предупредить усталость.
В пятой части задача-эмоциональное и творческое развитие. Для этого используются нетрадиционные методы рисования.
В шестой части задача-развитие творческого мышления, воспитание доброжелательности. Использовала социоигру.
Седьмая часть практическая. Решается задача эмоционально-нравственного развития детей. Дается возможность детям самим поучаствовать в колядовании с использованием всего, что узнали в ходе НОД.
В заключительной части используется мнемотехника как обратная связь с детьми.
Форма организации НОД позволяет обеспечить работоспособность и заинтересованность детей на протяжении всей образовательной деятельности.