Просмотр содержимого документа
«Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей»
Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей
Choreographic art as a means of aesthetic education of children
Автор: ДЕДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА – МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска » - педагог дополнительного образования
Аннотация: В данной статье говорится о хореографическом искусстве как о важнейшем инструменте эстетического воспитания.
Ключевые слова: хореографическое искусство, хореография, танцы, творческая личность, воспитательная работа
В формировании эстетической и художесттвенной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим инструментом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. В российском образовании занятия по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Занятия хореографией способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение -это те свойства характера, которые необходимы не только на занятиях в хореографическом кружке, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому, что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать. Дети, которые занимаются танцами, выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи.
Занятия танцами являются для детей дополнением и продолжением их реальной жизни. Занятия приносят им такие ощущения и переживания, которые они не могли - бы получить из каких-либо иных источников. Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. В своей работе я направляю все свои усилия на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры. Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает.
Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом мне приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Я должна заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни, поэтому необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе я строю по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры. Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Я стараюсь научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. На занятиях я воспитываю в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций. Для детей я прилагаю все старания, не жалея ни времени, ни средств, для всестороннего их развития. Я, как опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найду возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь. Год от года я совершенствую свое мастерство, внося в свою работу новые и разнообразные элементы танцев, придумывая необычные хореографические композиции. Мои воспитанники на протяжении многих лет выступают на детских утренниках и праздниках, ежегодно участвуют в городском конкурсе «Соловушка». Наши танцы всегда яркие, запоминающиеся, что дало нам возможность на протяжении нескольких лет занимать призовые места, а мне дарить детям неистощимую энергию и фантазию. Я очень люблю дело, которым занимаюсь, горжусь своими победами, готова вновь и вновь открывать свое сердце детям, делать их жизнь яркой, эмоционально насыщенной. Я не ставлю перед собой цель воспитать всех великими танцорами, хочу помочь всестороннему развитию личности и творческому ее проявлению. Многие мои воспитанники продолжают посещать танцевальные студии и кружки нашего города. Приятно слышать отзывы от опытных педагогов нашего города о хорошей хореографической подготовке детей; родителей выпускников, чьи дети продолжили занятия танцами.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия хореографией являются для детей прекрасным средством их воспитания, так как:
1. Организуют и воспитывают, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.
2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.
3. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.
4.Помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.
5. Они определяют педагогические и организаторские способности детей.
Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.