Просмотр содержимого документа
«Характеристика видов досуговой деятельности в развитии математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
Характеристика видов досуговой деятельности в развитии математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) — это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности [6].
Современные требования к ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС:
1. Обеспечение системности в процессе ФЭМП.
2. Повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми.
3. Формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий.
4. Ориентация на развитие умственных способностей ребенка.
5. Создание благоприятных условий для ФЭМП у детей.
6. Развитие познавательных процессов и способностей в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста.
7. Усвоение детьми математической терминологии.
8. Повышения уровня познавательной активности на занятиях по ФЭМП у дошкольников.
9. Овладение приемами учебной деятельности детьми.
10. Организация обучения с учетом индивидуальных способностей.
Практические методы являются наиболее действенными в процессе ФЭМП у дошкольников и предполагают организацию упражнений, в результате которых ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Игра является ведущим методом формирования математических представлений у дошкольников.
Наглядные методы ФЭМП-это демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.
Словесные методы ФЭМП-это рассказ, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.
Формирование математических представлений в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
В современной дошкольной педагогике особо отмечена роль досуговой детской деятельности на этапе дошкольного детства [3, с.222].
В современных педагогических исследованиях досуг рассматривается как «возможность человека по своему выбору заниматься в свободное время разнообразной деятельностью» [5, с.13].
Разнообразные виды досуговой деятельности при этом классифицируются на пять групп: творчество, отдых, праздник, развлечение, самообразование.
Детская досуговая деятельность имеет самые разнообразные толкования и определения. Досуг часто отождествляется со свободным временем. Традиционно свободное время дошкольника в детском саду – это время вне занятий, преимущественно вторая половина дня. Целесообразность выделения данного периода в режиме дня ДОО для организации досуговой деятельности не подлежит сомнению, так как обеспечивает свободу во времени (от занятий и других форм специально организованной деятельности, предусмотренной в режиме дня детского сада) [8, с.21].
В теории дошкольной педагогики досуг традиционно рассматривается как развлечение ребенка, что с точки зрения современных представлений достаточно узко и искажает сущность досуговой деятельности.
Основными задачами во время развлечений являются:
- формировать устойчивый интерес к музыке;
- создавать эмоционально-положительный интерес к досугам, развлечениям;
- развивать умение следить за действиями сказочных героев, игрушек, реагировать на них адекватно.
Освоение детьми дошкольного возраста позиции субъекта детского досуга позволяет им успешно овладевать культурой проведения досуговой деятельности, способствует приобщению дошкольников к национальной культуре, формированию духовной культуры.
Содержательный досуг удовлетворяет потребности ребенка в общении со сверстниками и взрослыми, в игре как основном виде дошкольного досуга.
Субъективная позиция обеспечивает детское умение наполнять свободное время содержательной деятельностью как средством развития своего потенциала, что и дает ребенку возможность войти через детское творчество в культуру.
Детский досуг – своеобразный вид деятельности, включающий в себя творчество, отдых, развлечение, праздник, самообразование и, предоставляющий неповторимую возможность свободно и самостоятельно выбирать деятельность в соответствии с интересами и желаниями ребёнка [9, с.19].
Следует подчеркнуть, что сам термин «досуговая деятельность» применительно к ребенку-дошкольнику в отечественной педагогике начал использоваться сравнительно недавно. Это новый термин для дошкольной педагогики.
Исследователи подчеркивают значимость досуговой деятельности для восстановления физических и духовных сил ребенка, его эмоционального благополучия, развития творческого потенциала.
При этом в методических работах по руководству досуговой деятельностью особое внимание обращают на организацию развлекательных ее форм в ДОО и семье, разработку игр-занятий с разными видами материалов (ручной труд).
Отсутствие методических работ по руководству полноценной досуговой деятельности не позволяет педагогам целенаправленно использовать ее развивающий потенциал в практике работы с дошкольниками.
Досуговая деятельность представляет собой единство трёх мотивационных устремлений, которые играют в развитии индивида важную роль:
- желание добиться разнообразия переживаний и релаксации;
- расширять возможности своего участия в социальном спонтанном участии и непосредственном межиндивидуальным общении;
- увеличить объемы своих знаний, создать условия для игры памяти и эмоций [12, с.90].
Досуг в дошкольной образовательной организации сочетает в себе различные варианты музыкальной, художественной, познавательной, изобразительной, игровой, театрализованной, двигательной деятельности.
Выделяют следующие основные характеристики детского досуга:
- добровольность выбора рода занятий и степени активности;
- свобода для творческой деятельности;
- формирует детскую потребность в независимости и свободе;
- способствует самовыражению, саморазвитию и самоутверждению личности через самостоятельно выбранные действия;
- удовлетворяет потребности личности;
- способствует приобретению полезных для жизни навыков и умений и раскрытию природных талантов;
- способствует объективной самооценке детей;
- способствует формированию ценностных ориентаций, позитивной Я- концепции [9].
Основными принципами развития детского досуга являются:
1) принципы доступности и всеобщности. Объективно существует возможность приобщения, вовлечения всех без исключения детей в сферу досуговой деятельности с целью удовлетворения их познавательных интересов, досуговых запросов;
2) принцип самодеятельности. Данный принцип основан на инициативе и увлеченности, познавательной активности детей, с одной стороны, и их стимулировании, поощрении организаторами досуга, с другой;
3) принципы целенаправленности и систематичности. Организациям детской досуговой деятельности предполагает целесообразное осуществление данной деятельности, основываясь на планомерное и последовательное сочетание взаимозависимости и непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать детский досуг;
4) принципы преемственности. Предполагается культурное взаимовлияние и взаимодействие поколений. Следует активизироваться деятельностью родителей, всех взрослых окружающих ребенка на передачу ему социального знания и опыта проведения разумного досуга;
5) принцип занимательности. Созданием эмоционального непринужденного общения через выстраивание всей досуговой деятельности на игровой основе (во всем ее многообразии) и театрализации. Детская досуговая деятельность должна сопровождаться красочным оформлением и дополняться самой разнообразной атрибутикой [11, с.106].
К функциям детского досуга относят следующие:
1) Функция самореализации. Досуговая детская деятельность – это сфера, где дети могут выступить в каких-то новых социальных ролях, которые отличаются от детского сада и семейных. Здесь дошкольники раскрывают свои естественные потребности.
2) Коммуникативная функция. Досуговая деятельность – это зона активного общения, которая удовлетворяет потребность детей в контактах. Такие формы досуговой деятельности, как игровые программы, массовые праздники, объединения по интересам и другие – являются благоприятной сферой для осознания своих качеств, недостатков и достоинств, самого себя в сравнении с другими детьми. Поэтому в условиях досуговой деятельности у детей формируются общности, дающие им возможность выступать в самых различных социальных амплуа.
3) Мировоззренческая функция. В процессе коллективного времяпрепровождения упрочняются чувства товарищества, стимулируется трудовая активность, вырабатывается жизненная позиция, дети учатся в обществе нормам поведения. Досуговая деятельность – это сфера социализации, где происходит подготовка к жизни подрастающего поколения.
4) Просветительская функция. Досуговое время дошкольников оказывает на познавательную деятельность детей большое влияние. В досуговой деятельности происходит узнавание детьми нового. В самых различных сферах знания осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности, повышается эффективность изучения на занятиях в детском саду нового материала, постигается процесс технического творчества, происходит знакомство с историей, расширяется художественный кругозор.
5) Функция рекреации – в рамках досугового времени воспроизводством и восстановлением утраченных сил. Жизненная деятельность современных дошкольников достаточно насыщена, регламентирована довольно строго и требует больших затрат интеллектуальных, психических и физических сил. Детская досуговая деятельность на этом фоне осуществляется на основе игры, снимает создавшееся напряжение в процессе занятий художественным творчеством, спортом и т.п.
6) Гедонистическая функция – получением наслаждения от самых разнообразных досуговых занятий: узнаванием нового и возможность продуктивно творить на этой основе; игры и победы в ней.
Реализация перечисленных функций детского досуга позволяет активно использовать досуговую деятельность в качестве средства, реализующего самые разнообразные задачи.
В детских дошкольных образовательных организациях детский досуг организуется воспитателями для игры, отдыха, развлечения, свободного времяпрепровождения детей. Ребёнок может сам выбрать вид деятельности, которую он предпочитает. Это может быть: игра, рисование, конструирование и пр.
На практике видно, что досуг в детских дошкольных организациях используется довольно узко, лишь как отдых и развлечение.
Часто в детском досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, однако он может включать и разнообразные продуктивные виды деятельности детей (конструирование, рисование, ручной труд и т.д.).
В дошкольных образовательных организациях педагоги пытаются использовать досуговую деятельность с целью разностороннего образования детей.
Сегодня в детских садах родителям предлагают довольно широкий спектр дополнительных услуг образования, которые ориентированы на развитие одаренности и творческих художественных способностей детей, на ознакомление с народным искусством, культурой страны.
Особое внимание уделяется обучению детей иностранному языку, развивающим играм, развитию интеллектуальных способностей, танцам, обеспечивающим эффективную подготовку к школьному обучению.
Многие родители принимают предлагаемые ДОО образовательные услуги и рассматривают их как важное средство подготовки к школе, развития творческого потенциала и эстетического развития своего ребенка. Однако родители осуществляют выборы кружков за своих детей, оперируя своими желаниями, хотя специфической особенностью досуга дошкольника является то, что данная деятельность основана при выборе степени активности и рода занятий на добровольности.
Досуговая деятельность детей предполагает свободную, а не регламентированную творческую деятельность, что развивает и формирует личность, инициативу, ценностные ориентации и позитивную Я-концепцию (через свободно выбранные действия).
В детском саду ребенок получает разностороннее развитие. Под руководством воспитателя в процессе разнообразной деятельности он развивается умственно, воспитывается эстетически, физически, нравственно. При этом очень важно, чтобы все, что ребенок узнает, все, чем он овладевает, было эмоционально окрашено. Поэтому как средство формирования элементарных математических представлений целесообразно использовать досуговую деятельность.
При проведении досугов дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют различные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на математическом занятии. Эта раскованность позволяет им более естественно использовать те навыки и умения, которыми они уже прочно овладели.
Усвоению сложных математических знаний помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Математические досуги проводятся со средней группы детского сада. Свои элементарные математические знания дети 4-5 лет закрепляют в игровой, занимательной форме по сюжету знакомых сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка» и другие; помогая сказочным героям в какой- то ситуации.
В досуговой деятельности по математике для воспитанников дошкольного возраста используются занимательные игры, задачи, развлечения. Дети очень хорошо воспринимают задачи-шутки, головоломки, логические упражнения. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. В подготовительной группе воспитателями были разработаны занятия по ФЭМП в игровой форме, такие как «Игра цифр», «Чудесный мешочек», «Математический аукцион». Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Все дидактические игры, которые используют воспитатели в досуговой деятельности по математике можно разделить на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами. Это такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Назови соседей». Они помогают детям свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Для развития внимания, памяти и мышления используют такие дидактические игры, как «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «СОСТАВЬ ЦИФРУ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. В этой игре можно использовать мяч. Для закрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок».
2. Игры путешествие во времени.
В старшей группе дети закрепляли знания о днях недели, им воспитатели объяснили, что каждый день недели имеет свое название, а для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводили в течении месяца, обозначая кружочками каждый день, после этого дети самостоятельно сделали вывод, что последовательность дней недели неизменна. В старшей и подготовительной группе использовали такие игры в путешествии во времени как: «Дни недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления частей суток использовали карточки с картинками частей суток.
3. Игры на ориентировку в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Воспитанники учатся ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию и свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был стул, а сзади - стол. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди игрушку», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Путешествие по комнате». Играя в эти игры, дети хорошо справляются со всеми заданиями, для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.
4. Игры с геометрическими фигурами. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур воспитатели предлагали детям найти в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах дети играли в такие игры, как «Лото», «Цвет и форма», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» часто в группе использовали в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, а также развития внимания, воображения. Детям очень нравится составлять из геометрических фигур фигуры человека, животных.
5. Игры на логическое мышление. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?».
6. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей таинственностью, неизвестностью «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?». Эти игры развивают умение контролировать и оценивать действия, предоставляют возможность выбора из тех знаний, которыми дети уже овладели и которые нужны для данной ситуации. Примерные вопросы: Дети лепили снеговика. После прогулки на батарее сохло 14 мокрых рукавиц. Сколько детей лепило снеговика? (объяснить на наглядном материале).
7. Игры - соревнования основаны на стремлении быстрее достичь результата, выиграть, определяют темп умственной активности. Например: «Кто быстрее построит мостик из цифр?», «Конструируем одежду из геометрических фигур».
8. Игры – задачи. Способность рассуждать развивается у ребенка при возможности выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, распределять события во времени. Пример: Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
Все виды вышеперечисленных игр используются в досугах с детьми старшего дошкольного возраста. Но детям старшего дошкольного возраста, которые уже умеют анализировать, классифицировать, обобщать; давать самооценку и оценку деятельности товарищей, доступны и интересны досуги в форме соревнований, конкурсов, КВН. Детям предлагают задания при выполнение которых, дети должны опираться на знания всего коллектива (команды). У детей вырабатывают чувство коллективизма, ответственности за общий результат, сопереживания. Такие вечера досугов детям помогают закреплять знания элементарных математических понятий, а также очень интересны и полезны.
Организация досуговой деятельности осуществляется по следующим этапам:
1. Подготовительный этап:
- изучение методических пособий по данному вопросу. Необходимо уточнить, какие математические представления и в каком объеме должны быть сформированы в данной возрастной группе.
- определить уровень сформированности математических представлений в данной возрастной группе. Это можно сделать с помощью различных диагностических заданий.
- определить программное содержание математического досуга (образовательные, развивающие и воспитательные задачи).
- продумать содержание математического досуга
- продумать и подготовить материал для проведения. Можно подготовить материал самостоятельно, а можно привлечь к его изготовлению детей и родителей.
- подготовка детей к математическому досугу по мере необходимости (заучивание стихотворений, подготовка какого-либо театрализованного представления, разучивание определенной роли в зависимости от сценария).
- необходимо сообщить о времени и дне проведения досуга заранее, чтобы это событие было желанно и долгожданно. Это поддержит интерес детей.
2. Проведение математического досуга:
- перед досугом по мере необходимости повторить с детьми их роли или стихотворения.
- во вводной части может использоваться музыка, какой-либо сюрпризный момент (например, письмо).
- в основной части дети выполняют различные задания, читают стихотворения, представляют различные сценки. В старшем дошкольном возрасте в ход проведения досуга могут быть включены игры соревновательного характера. Такие игры могут быть как подгрупповые, так и индивидуальные.
- в заключительной части рекомендуется давать детям поощрительные призы.
Данные методические рекомендации помогут сделать досуг не только полезным и эффективным для реализации поставленных задач, но и интересным и познавательным для дошкольников. Также досуг поможет развить их индивидуальность и творческие способности. В результате дети с легкостью освоят программный материал и будут точно и своевременно оперировать полученными знаниями
В процессе таких мероприятий дети не видят, что их чему – то обучают, а думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи. Это им интересно потому, что они любят играть. Взрослые должны в этом процессе поддерживать интерес детей.