Просмотр содержимого документа
«Картотека "Русские народные игры"»
Картотека народных игр для детей среднего возраста.
Народные игры многому учат детей, способствуют развитию ловкости, быстроты движений, меткости, приучают к сообразительности.
Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.
Цель: приобщение детей к народной культуре народов России.
Задачи: • Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции. • Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения. • Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
• Продолжать развивать умения действовать по сигналу, упражнять в построении (в круг, в линию, по условию), в ходьбе со сменой направления, в беге на определенных территориях.
1. «Аисты и лягушки». Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются на противоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки прыгают к ним со словами: На одной ноге стоишь, На болото ты глядишь, А мы весело, прыг – скок, Догони – ка нас, дружок! Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.
2. «Гори, гори ясно». Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо – Птички летят, колокольчики звенят! Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и бегут с разных сторон от стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого – нибудь из бегущих. Пойманный ребенок становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.
3. «Краски». Играющие выбирают хозяина и покупателя– черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином: - Тук, тук! - Кто пришел? - Я черт с рогами, с горячими порогами, С неба свалился, в горшок провалился! -Зачем пришел? - За краской. - За какой? - За красной. Если красной краски нет, хозяин говорит: - Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой. Если краска есть, хозяин говорит: Скачи на одной ножке по красной дорожке Найди красные сапожки. Поноси, поноси И назад принеси! В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать.
4. «В круги».
Выбирается водящий. Играющие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют:
Отгадай, чей голосок,
Становись - ка во кружок.
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать поторопись.
Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг.
5. «Дедушка Мазай».
Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (пекут пироги, собирают цветы и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют: Здравствуй, дедушка Мазай, Из коробки вылезай! Где мы были – мы не скажем, А что делали – покажем! После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.
6. «Молчанка». Играющие выбирают ведущего , садятся вокруг него и поют: Кони, кони, мои кони, Мы сидели на балконе, Чаю пили, чашки мыли, По – турецки говорили: Чаб – чаляби, чаб – чаляби. Прилетели журавли И сказали нам: «Замри!» А кто первый отомрет, Тот получит шишку в лоб. Не смеяться, не болтать, А солдатиком стоять! Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами. Если кто – то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего выполняют различные действия (поют, читают стих…)
2 вариант
Играющие садятся рядом друг с другом. Первый в ряду шепчет на ухо соседу какое-либо слово. Тот встает и изображает это слово мимикой и действиями. Остальные должны его угадать. Игра продолжается, слова загадывают все в порядке очереди. Обычно игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя — за это платят фант.
7. «Жмурки». Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему глаза платком - он и есть жмурка - подводят к двери и поют: Иди, кот, на порог, Где сметана и творог! Повернись пять раз, Лови мышек, а не нас! После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят на четвереньках (однако, прятаться или убегать очень далеко нельзя!). Если кот подойдет близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря: «ОГОНЬ!». Когда кот – жмурка поймает кого – либо из детей, тот занимает его место, и игра повторяется.
8. «Здравствуй, дедушка Прокоп!» Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга. Дети. Здравствуй, Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают) Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только посадил, дождик надо. Дети. Дождик, дождик поливай, будет славный урожай ( поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя) Здравствуй Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел ли твой горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают). Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо. Дети. Красно солнце, пригревай, будет славный урожай! (рисуют в воздухе солнце двумя руками.) Здравствуй, Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают) Дедушка Прокоп. Созрел! Молотить пора! (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха) Обмолотили! Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет.
9. «Золото». Дети становятся в круг, один ребенок присаживается в середине на корточки и закрывает глаза. Дети протягивают в центр одну руку, раскрыв ладошку, а ведущий со словами: Гуси-лебеди летели Они золото теряли А ребята прибегали И золото собирали Одному из детей кладут в руку «золото». Дети сжимают руку в кулак и быстро переворачивают его. Сидящий в центре круга встает и старается угадать у кого в руке «золото». Все громко считают до трех. Если водящий не угадал, то ребенок со словами «Вот золото!» убегает, а тот его догоняет.
10. «Баба Яга»
Водящий — Баба Яга — находится с завязанными глазами и центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:
В темном лесу избушка
Стоит задом-наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
У нее глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух и страшная какая,
Наша Бабушка Яга!
На последнем слове играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный ребенок становится Бабой Ягой.
11. «Игровая».
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей - семеро сыновей:
Они не пили, не ели, друг на друга смотрела,
Разом делали как я!
При последних словах все повторяют движения и жесты. Тот, кто повторил движение лучше всех, становится ведущим.
12. «Два Мороза».
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу «морозы» говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я — Мороз Красный Нос,
Я — Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После последнего слова все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.
13. «Пчелы».
Играющие по считалке делятся на две равные команды. Одна команда — «пчелы», другая — «цветы». «Пчелы» их ловят. «Цветы» при этом говорят:
Пчелки, пчелки,
Жальца жалки,
Серые, малые,
Крылышки алые.
Поверху летают,
К цветам припадают,
Медок собирают,
В колоду таскают.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
«Пчела», поймавшая «цветок», говорит: «Замри!» — и «цветок» стоит на месте, не двигаясь. Когда «пчелы» переловят все «цветы», то меняются с ними ролями, и игра продолжается.
14. «Мосток».
Дети образуют круг. В середине стоит ребенок с веревкой и руке. Это — «паучок». Все поют:
Паучок паутинку
Зацепил за травинку,
А потом за листок:
Получился мосток.
С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому-либо из стоящих в круге, а другой — стоящему напротив. По окончании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются на корточки, натягивая веревку.
Остальные дети со словами «По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем» переходят по «мосту». Отмечаются те ребята, кто ни разу не оступился и не упал в «речку».
15. «Солнышко-ведрышко».
Выбирают водящего — «солнце». Остальные дети — «спящие». Они поют:
Гори, солнце, ярче —
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна — милее.
На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две — поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры).