Просмотр содержимого документа
«Картотека "Подвижные игры"»
Игра «Воздушный шар»
Дети образуют тесный круг, стоя рядом и держась за руки. Небольшими шагами отходят назад, постепенно расширяя круг на расстояние вытянутых рук. И произносят слова:
« Раздувайся наш шар, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся!»
На слова воспитателя «шарик лопнул» опускают руки вниз, произнеся «хлоп», и приседают. Снова встают в тесный круг, берутся за руки. Игра повторяется.
Варианты: воспитатель говорит: «Воздух из шара выходит». Дети медленно сходятся к центру со звуком «ш-ш-ш»; воспитатель говорит: «Полетели шарики». Дети разбегаются по площадке.
Правила : дружно отходить назад, не тянуть друг друга; выполнять движения по сигналу; двигаться по всей площадке.
«Каравай»
Хороводная игра. Один ребенок в центре круга.
«На Сережин день рожденья Идут по кругу, взявшись за руки.
Испекли мы каравай. Останавливаются, приподнимаются
Вот такой вышины, на носки, одновременно поднимая
Вот такой низины, руки. Присаживаются на корточки.
Вот такой ужины, Сходятся к центру круга. Отходят
Вот такой ширины. назад, расширяя круг. Хлопают в
Каравай , каравай, ладоши. Стоящий в кругу выбирает
Кого хочешь, выбирай!» другого. Тот встает в центр.
Игра повторяется.
Правила : выполнять разнообразные движения в соответствии с предложенным текстом.
«Тишина»
Дети идут в обход площадки в колонне по одному и говорят:
«Тишина у пруда.
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпайте малыши».
На последние слова останавливаются, приседают наклоняют голову и закрывают глаза (10 с )
Правила: присев, не шевелится, соблюдать тишину. Нарушивший правило становится в конец колонны.
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят:
«Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть.
Правила: ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.
Усложнение: 1.Внутри круга стоит ребенок, дети идут по кругу и говорят;
«Ходим кругом
Друг за другом
Эй, ребята, не зевать!
То, что Дима нам покажет,
Будем дружно повторять!»
Дети выполняют движение за водящим.
2. Заранее водящего не выбирают, его называет воспитатель после слов:
«Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Ну-ка Валя, выходи,
Что нам делать, покажи!»
Правило: каждый водящий показывает новое движение, не повторяя выполненное ранее.
«Карусель»
Дети образуют круг , берутся за руки и двигаются по кругу под слова:
«Еле, еле, еле, еле, Тише, тише, не спешите,
Завертелись карусели. Карусель остановите!
А потом, потом, потом, Раз-два, раз-два,
Все бегом, бегом, бегом. Вот и кончилась игра».
Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются
Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.
«У медведя во бору»
Играющие располагаются на одной стороне площадки, на другой стороне- медведь (ребенок). Дети идут к нему и говорят:
«У медведя во бору
Грибы , ягоды беру.
Медведь рычит,
Он на нас сердит».
После этого медведь бежит за играющими, а те убегают от него в дом.
Правила: доходить до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончании слов.
« Мой веселый звонкий мяч»
Дети, стоя произвольно, подпрыгивают на месте на двух ногах, а воспитатель имитирует игру с мячом, делая движения рук над головой детей вверх-вниз, и ритмично приговаривает:
«Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой».
С окончанием слов дети разбегаются по площадке, воспитатель бежит за ними. Все вновь собираются в круг, игра повторяется.
Правила: прыгать в соответствии с ритмом стихотворения, слегка сгибая ноги в коленях, низко не приседать; разбегаться после окончания слов; бегать в пределах площадки.
«Ножки»
Дети стоят шеренгой, воспитатель, напротив, на расстоянии 15 – 20 шагов. Педагог произносит текст потешки, дети, приближаясь, выполняют соответствующие движения.
«Ножки, ножки бежали Бегут.
По дорожке. Прыгают на двух ногах вперед.
Бежали лесочком, Бегут.
Прыгали по кочкам. Прыгают на двух ногах
Прибежали на лужок, на месте и останавливаются.
Потеряли сапожок. Все бегут назад к исходной линии.
Нашли сапожок».
Правила: ритмично, легко прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, и на месте.
«Лошадки»
У детей лошадки на палочке. Дети скачут прямым галопом по площадке в разных направлениях под текст песенки:
«Цок! Цок! Цок! Цок!
Я лошадка серый бок.
Я копытцами стучу.
Если хочешь, прокачу».
С окончанием слов дети ходят по площадке и присаживаются на скамеечки, пеньки, деревья. После небольшого отдыха игра повторяется.
Правила: в галопе стараться приближать одну ногу к другой; согласовывать шаги галопа с ритмом песенки.
Игровое задание «Птички»
Педагог объясняет , что дети будут изображать птичек, которые готовятся к отлету в теплые края. По звуковому сигналу воспитателя все дети поднимают руки (крылья) в стороны и разбегаются (разлетаются) по всему залу. На сигнал: «Птички отдыхают», дети останавливаются и приседают. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Игра «Кот и воробышки»
«Кот» располагается на одной стороне зала (площадки), а дети – «воробышки» - на другой.
Дети – «воробышки» приближаются к «коту» вместе с воспитателем, который произносит:
Котя, котенька, коток,
Котя – черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
На слова «Будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить «воробышков» , которые убегают от него в свой домик (за черту).
Игра «Ловкий шофер»
Дети располагаются произвольно по всему залу, в руках у каждого ребенка руль(обруч). По сигналу воспитателя : «Поехали!» - дети – «машины» разъезжаются по всему залу в разных направлениях, стараясь не мешать друг другу. Если педагог поднимает флажок красного цвета, то все машины останавливаются. Если зеленый – продолжают движение.
Подвижная игра «Зайка серый умывается»
Дети становятся перед воспитателем полукругом и все вместе произносят:
Зайка серый умывается
Зайка в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
В соответствии с текстом стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед – «направляются в гости».
Подвижная игра «Мыши в кладовой»
Дети – «мышки» сидят в «норках» - на скамейках, поставленных вдоль одной стены зала. На противоположной стороне зала протянута веревка на высоте 50 см. от уровня пола , за ней находится «кладовая».
Сбоку от играющих сидит воспитатель – «кошка». «Кошка» засыпает, а «мыши» бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они наклоняются, чтобы не задеть веревку. Там они приседают на корточки и «грызут сухари». «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами». Они убегают в « норки» (кошка не ловит мышей, а только делает вид , что хочет поймать их). Игра возобновляется. Через некоторое время при повторении игры роль кошки может выполнить наиболее подготовленный ребенок.
Подвижная игра «По ровненькой дорожке»
Воспитатель заводит детей в круг и предлагает поиграть. Читает стихотворение:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз, два, раз, два,
По камешкам, по камешкам….
В ямку – бух !
Дети выполняют ходьбу, а на слова «по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, на слова «в ямку - бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» , - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется. Для того чтобы продлить тот или иной вид движения детей, воспитатель может повторить каждую строчку стихотворения несколько раз.
игра «Поймай комара»
Играющие становятся в круг на расстоянии поднятых в стороны рук.
Воспитатель находится в центре круга и вращает на расстоянии примерно 120 см. от пола в обе стороны палочку с длинной веревкой, к концу которой прикреплен комар (вырезанный из картона). Дети по мере приближении комара подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь коснуться (поймать) комара.
Игра «Птица и птенчики»
«Я буду птица, а вы - птенчики», - говорит воспитатель и предлагает детям посмотреть на большой круг (из шнура) - это наше гнездо и приглашает птенчиков в него. Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели птенчики зернышки искать», - говорит воспитатель. Птенчики вылетают из гнезда. «Птица – мама» летает вместе с птенцами по всему залу. По сигналу: «Полетели домой, в гнездо!» - все дети бегут в круг. Игра повторяется.
Игра «Найди свой цвет»
В трех местах площадки положены обручи (50 см), в них стоят кубики (кегли) разных цветов. Дети разделяются на три группы, и каждая группа занимает место вокруг кубика определенного цвета. Воспитатель предлагает запомнить цвет своего кубика, затем по сигналу дети разбегаются по всему залу. На сигнал: «Найди свой цвет!» - дети стараются занять место около обруча, в котором кубик того же цвета, вокруг которого они занимали место первоначально. Игра повторяется 3-4 раза.
Игра «Автомобили»
Дети берут в руки обручи – рули автомобилей». Воспитатель поднимает
флажок зеленого цвета, и дети выполняют бег по всему залу (площадке),
стараясь не задевать друг друга – «автомобили разъезжаются». Через
некоторое время воспитатель поднимает флажок желтого цвета, дети
переходят на ходьбу. Ходьба и бег чередуются. В конце игры воспитатель
поднимает флажок красного цвета – «автомобили» останавливаются.
Игра «Мы топаем ногами»
Воспитатель вместе с детьми становится в круг на расстоянии выпрямленных в сторону рук .В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит : «Стой!» Дети замедляют движение, останавливаются. При выполнении бега можно предложить детям опустить руки.
Игрогимнастика «Скок-поскок»
Дети сопровождают чтение стихотворения имитацией движений:
Скок-поскок, скок-поскок, зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет, в чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки подтянись!
Лапки ставим на бочек, на носочках скок-поскок.
А затем вприсядку ,чтоб не мерзли лапки.
Игровое задание «Мы платочки постираем» или «Помощники»
Дети выполняют движения в соответствии со словами взрослого и по его показу:
Мы платочки постираем ,
Кулачками их потрем,
Их в водичке пополощем,
А потом их отожмем.
Чтобы высушить платочки
Хорошенько потрясем.
А потом мы их погладим
На дощечке утюгом.
И платочками помашем,
С ними дружно в пляс пойдем.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ
Игра «Кто кем был?»
Мы, конечно не забыли,
Кем еще вчера мы были.
Цель: развитие мышления, расширение словаря.
Ход игры: Воспитатель, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыпленок - яйцом хлеб - мукой
лошадь - жеребенком шкаф - доской
корова – теленком велосипед - железом
дуб – желудем рубашка - тканью
рыба - икринкой ботинки - кожей
яблоня - семечком дом - кирпичом
лягушка - головастиком сильный - слабым
бабочка - гусенецей
Игра «Кто кем будет?»
Знаем мы с тобой о том,
Что бывает с кем потом.
Цель: развитие мышления , воображения, быстроты реакции, расширение словаря.
Ход игры: ведущий , бросая мяч детям, задает вопросы:
Кем (чем) будет – яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т.д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например
«Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
Игра «Семья»
Кто вы мне, и кто вам я,
Если вы – моя семья?
Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.
Ход игры: воспитатель , бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок , возвращая мяч , должен ответить.
Примерные вопросы:
Кем ты доводишься маме и папе ?
Кто ты для бабушки и дедушки?
У тебя есть сестра или брат?
Назови двоюродных братьев и сестер.
Кем являются для тебя родители твоих братьев и сестер?
А ты кто для них?
Подвижная игра «Найди себе пару»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Описание игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару! », дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай! ».
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.
Игра «Совушка»
Цель: тренировать различные навыки передвижения.
Задачи:
- тренировать быстроту реакции;
- укреплять мышцы туловища и конечностей;
- воспитывать выдержку, терпение.
Водящий – «совушка» выбирается считалкой:
В лесу темно все спят давно.
Одна сова не спит на суку сидит,
во все стороны глядит!
Остальные игроки - «мышки».
На пол кладется обруч – гнездо «совушки». По сигналу ведущего «День наступает – все оживает!» «совушка» остается в гнезде, «мышки» бегают по всей площадке. По сигналу «Ночь наступает , все замирает, сова вылетает!» «мышки» застывают на месте, «совушка» вылетает из гнезда на охоту и смотрит, кто из играющих шевельнется.
За спиной у «совушки» «мыши» могут менять позу, но так, чтобы водящий этого не заметил. Шевельнувшихся «совушка» забирает себе в гнездо.
После того как пойманы 3-5 «мышек», выбирается новая «совушка».
дети стоят на одной ноге, затем меняют ногу. Руки в стороны.
-На другой я ночью сплю!
Игра « Будь внимателен»
Дети произвольно выполняют различные движения (бег, подпрыгивание, ходьбу, различные движения руками, ногами, туловищем – кому что нравится). Педагог подает различные команды. Например, по команде «Зайчики!» дети выполняют прыжки на месте; по команде «Птицы!» - движения руками, имитирующие движения крыльев птицы; по команде «Лягушки!» - приседают и скачут в присядку. Команды подаются с различными интервалами, а сами упражнения по возможности должны быть разнообразными.
Игра «Сова и звери»
Выбирается водящий, он будет совой. Все остальные изображают разных зверюшек: мышей. птичек, лягушат, бабочек, зайчиков и т.д. По команде ведущего «День!» все «звери» быстро бегают и выполняют прыжки на месте и в движении. По команде «Ночь!» все должны замереть и не шевелиться. «Сова» вылетает на охоту. Любой шелохнувшийся, засмеявшийся или сменивший позу игрок, замеченный водящим, становится добычей, и выбывает из игры.
Игра «Снежинки кружатся»
Дети плавно кружатся, как пушинки, им весело, они смеются и радуются окружающему миру, своим товарищам. Движения плавные, замедленные. Дети подражают движениям снежинок. В результате создается радостное настроение, формируется положительное восприятие окружающего мира. Время выполнения игры 2-3 минуты.
Игра «Идем за синей птицей»
Дети идут цепочкой по залу, комнате или игровой площадке на улице, взявшись за руки и многократно напевая слова: «Мы длинной вереницей, идем за Синей птицей. Идем за Синей птицей. Идем за Синей птицей». Игра формирует чувство спокойствия, воспитывает навыки коллективных действий. Время выполнения – 4 мин. Совместная синхронная деятельность прекрасно реализует детскую потребность в общении друг с другом.
Игра «Фея»
Дети сидят или стоят по кругу. К ним поочередно подходит водящий – «Фея сна». Она касается плеча волшебной палочкой, и те «засыпают» (закрывают глаза). Фея обходит всех детей, они «засыпают» и расслабляют все мышцы. Если есть желание, ребенок может сесть или лечь. Время выполнения – 5 минут.
Подвижная игра «Трамвай»
Цель: учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.
3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, то есть одни дети держатся за шнур правой рукой, другие – левой. Это «трамваи». Воспитатель стоит в одном из углов площадки, держа в руках три флажка: жёлтый, зелёный, красный. Он объясняет детям, что «трамвай» двигается на зелёный сигнал, на жёлтый замедляет ход, а на красный – останавливается. Воспитатель поднимает зелёный флажок – и «трамвай» едет: дети бегут по краям площадки. Если воспитатель поднимает жёлтый или красный флажок, «трамвай» замедляет ход и останавливается. Если детей в группе много, можно составить 2 трамвая. Сюжет игры может быть более развёрнутым: во время остановок одни «пассажиры» выходят из «трамвая», другие входят, приподнимая при этом шнур. Воспитатель знакомит детей с правилами уличного движения. Он следит за тем, чтобы все играющие были внимательными, не пропускали остановок, следили за сменой флажков и меняли движение.
Подвижная игра «Вороны и собачка»
Цель: научить детей подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.
айцы и волк (бег) Описание: Один ребенок – волк, остальные – зайцы. Они чертят себе кружки – дома на одной стороне площадки. Волк в овраге – на другой стороне площадки. «Зайцы скок, скок, скок, На зеленый на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают – Не идет ли волк». Все слова сопровождаются действиями. После последних слов волк бежит за зайцами, они убегают в свои дома. Пойманных зайцев волк уводит к себе.
ОО «Физическое развитие» / «Речевое развитие»/»
Познавательное развитие»
Физкультминутка «Грибы»
Задачи: развитие мелкой моторики, обогащение активного словаря, формирование первичных представлений об окружающем.
Заглянули за пенек:
(Руки на поясе. Наклоняются вперед – ноги прямые.)
Раз – грибок и два – грибок.
(2 поворота туловища вправо-влево с полуприсядами.)
И лисички, и маслята,
Рыжики, боровики, опята
(Перечисляя грибы, загибают пальцы обеих рук.)
Всех в корзину мы кладем.
(Разжимают пальцы, наклоняются вперёд – руки на полу.)
И еще искать пойдем.
(Выпрямляются. Маршируют, высоко поднимая колени.)