kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека пальчиковых игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а ее развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руку ребенка к разнообразным действиям в будущем. Занятия пальчиковыми играми способствует расширению словарного запаса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека пальчиковых игр»




Картотека пальчиковых игр











Составила Королева И.В.




Скворец.

Из скворечника (руками сделать «домик») торчат (тянем шейку и голову) клювы (соединить большой и указательный пальцы) маленьких скворчат (соединить пальцы с большим пальцем).

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова (руки в «замок»).


Лежебока.

Спит (положить руки под голову) на льдине (описать ладошками небольшой круг) целый день (огромный круг перед собой) толстый (надуть щеки, подбочениться) маленький (сложить пальцы колечками) тюлень (ладони перпендикулярны туловищу, пальцы разведены).

У ленивого (руки прижаты к бокам, кисти приподняты, пальцы соединить) растяпы (наклон вправо-влево)

Превратились (показать ладошки) в ласты (ладошки вниз, пальцы соединены) лапы (пальцы развести).


Тесто мы месили.

Тесто мы месили (сжимать и разжимать кулачки на каждое слово, ладошки вниз), мы пирог лепили (хлопаем в ладошки, то одна, то другая ладошки сверху на каждое слово). Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп (хлопки)

Слепим мы (хлопаем в ладошки, то одна, то другая сверху на каждое слово) большой (снизу-вверх через стороны поднимать руки, замыкая над головой) пирог (круг перед собой).





Котик и козлик

Там котик (показываем «ушки») усатый (указательными пальцами от лица в разные стороны)

По садику (разводим пальцы) бродит (шаг вперевалочку), а козлик (показываем рожки) рогатый (сгибаем пальцы) за котиком (показываем «ушки») ходит (шаг вперевалочку). И лапочкой (прикрываем ротик) котик (показываем «ушки») помадит («умываем» ротик левой рукой) свой ротик («умываем» ротик правой рукой). А козлик (показываем рожки) седою (шевелим пальцами левой руки у подбородка) трясет (шевелим пальцами правой руки) бородою (шевелим пальцами).


Пальчики в лесу

Раз, два, три, четыре, пять (разгибаем поочередна пальцы),

Вышли пальчики гулять (шагаем пальчиками)

Этот пальчик в лес пошел (сгибаем мизинец)

Этот пальчик гриб нашел (безымянный палец)

Этот пальчик чистить стал (средний палец)

Этот пальчик жарить стал (указательный палец)

Ну а этот только ел, от того и по толстел (показываем на большой палец).


Капуста

- Что за скрип? (сжимаем, разжимаем ладони)

- Что за хруст? (скрестить пальцы)

Это что еще за куст? (растопырить пальцы)

- Как же быть без хруста, (скрестить пальцы)

Если я капуста (большие пальцы прижаты, а остальные пальцы округлились как «вилок капусты»)

- Мы капусту рубим, рубим (ребрами ладоней рубим)

Мы морковку трем, трем (кулачками водим вверх-вниз)

Мы капусту солим, солим (пальцы сложены в щепоть, «солим»)

М ы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем пальцы).


Две сороконожки

Две сороконожки бежали по дорожке (всеми пальчиками одновременно перебираем)

Бежали, бежали друг друга повстречали (встречаются две ладошки)

Так друг друга обнимали (прорабатываем каждый пальчик, сцепляются между собой)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Что едва мы их разняли (резкое разъединение соединённых в «замок» рук).


Вот как пальчики шагают

Вот как пальчики шагают (поочерёдно поднимаем ладони вверх-вниз)

И мизинец (сгибаем мизинцы), и большой (соединяем большие пальцы)

Указательный (соединяем указательные пальцы) и средний (соединяем средние пальцы)

Безымянный – вот какой! (поднимаем безымянные пальцы)

Вот какие наши ручки, (поочередно поднимаем ладони вверх-вниз)

Лихо пляшут у ребят (показываем «фонарики»)

Вот какие наши ручки (поочерёдно поднимаем ладони вверх-вниз)

Веселятся и шалят (хлопаем в ладоши).


Шла ворона через поле

Шла ворона через поле («шагаем» пальчиками)

Шесть грибов несла в подоле (показываем шесть пальцев)

Сыроежку (показываем мизинец), боровик (мизинец и безымянный)

П одосиновик (показываем мизинец, безымянный и средний пальцы)

Груздь (четыре пальца), опёнок (пять пальцев),

Шампиньон (шесть пальцев).

Кто не видел (закрываем ладонями глаза) -

Выйди вон (показать указательным пальцем)!



Мой мизинчик

- Мой мизинчик, где ты был? (показать мизинец)

- С этим братцем в лес ходил (показываем мизинец и безымянный пальцы)

С этим братцем щи варил (показываем мизинец, безымянный и средний пальцы)

С этим братцем песни пел (показываем все пальцы, кроме большого)

Ну, а этого встречал

И конфеткой угощал (соединяем большой палец и мизинец).



Снегирёк

Сел (руки к плечам) на ветку (руки в стороны) снегирёк (помахать руками – «крылышками»).

Брызнул (соединить пальцы вместе, затем резко разжать) дождик (перебирать пальчиками сверху вниз) – он промок (сжаться в комочек).

Ветерок (плавно помахать руками из стороны в сторону), подуй слегка (обмахнуться как веером – сделать ветерок),

Обсуши (перебирать пальцами перед собой вдоль тела) нам (руки к себе) снегирька (помахать «крылышками»).



Где чей дом?

В оробей (скрестить кисти) живет (взмахи скрещенными кистями) под крышей (руки «домиком»),

В теплой норке (ладони «гнездышком») домик (руки «домиком») мыши («ушки мыши»).

У лягушки (локти согнуты, ладони от себя, пальцы врозь)

дом (руки «домиком») в пруду (сделать руками круг перед собой).

Домик (руки «домиком») пеночки (помахать «крылышками») в саду (руки вверх – «деревья»).

- Эй (руку вперед), цыпленок (пальцы в «яичко»), где (руки развести) твой дом (руки «домиком»)?

- Он у мамы под крылом (помахать «крыльями»).


Водичка

Водичка, водичка (перебираем пальцами сверху вниз)

Умой («умываемся» правой рукой) мое личико («умываемся» левой рукой).

Чтобы глазки блестели (разводим руками в стороны от глаз),

Чтобы щечки краснели (дотрагиваемся до щек подушечками пальцев),

Чтоб смеялся роток (улыбка)

Чтоб кусался зубок («кусаем» пальчиками).



Большой и маленький

Большие ноги шли по дороге (на каждое слово надавливать на стол то правой, то левой рукой)

То-о-оп! То-о-оп! То-о-оп! (повторить предыдущие движения)

Маленькие ножки (указательным и средним пальцами каждой руки легко ударить по столу)

Бежали по дорожке (пальчики «бегут»).

Т оп-топ-топ! (указательным пальцем правой руки на каждое слово)

Топ-топ-топ! (указательным пальцем левой рукой на каждое слово).



Мишка спит

Как (покачать пальчиком) на горке (показать «горку» от середины сверху вниз) – снег, снег (перебираем пальчиками сверху вниз).

И под горкой (показать «горку» снизу-вверх) - снег, снег (перебираем пальчиками).

А под (ладошки поднимаем вверх) снегом (перебираем пальчиками) спит (положить руки под голову) медведь (показать ушки).

Тише, тише (поднести палец ко рту) – не шуметь (покачать пальчиком).


Еж и ежата.

Под березой (руки вытянуты, пальцы разведены) на пригорке (ладошки вниз «нарисовать» пригорок)

Старый (сморщить лицо, поднять плечики) ёж (переплести кончики пальцев) устроил (вращать кистями рук - «моталка») норку (сложить ладони).

А под листьями (поднять руки над головой) лежат (положить руки под голову)

Двое (показать два указательных пальца) маленьких (приблизить ладони друг к другу) ежат (сделать домик).




Музыкант

Я на скрипочке играю - тили-тили-тили («смычок» вверх, вниз на каждое слово).

С качут (встряхнуть кистями) зайки (показать «ушки») на лужайке (пальцы широко разведены, движение от середины)

Тили-тили-тили («смычок» вверх, вниз),

А потом (покачать указательным пальцем) на барабане (сжать руку в кулак)

Бум – бум (ударить пальцем по кулаку). Бам (ударить ладонью по кулаку)!

В страхе (прижать руки к груди) зайки (показать «ушки») разбежались («побегать» пальчиками по столу)

По кустам (растопырить пальцы).



Грибы

Гриб для мошки – словно дом (пальцы левой руки собраны в щепоть – «гриб», а правая рука ладонью вниз движется над ней – «летает»):

То сидит она на нем (опустить правую ладонь на «гриб»)

То играет за грибом (спрятать правую ладонь между «грибом» и грудью),

То летает над груздём (правая ладонь «летает» над «грибом» по кругу),

То ползет она по шляпке (правая ладонь «ползет» по «грибу»),

То под шляпкой прячет лапки (спрятать правую ладонь под «гриб»).


Овощи

У капусты есть кочан (соединить одноименные пальцы, разведя ладони),

Луковка – у лука (нарисовать указательными пальцами в воздухе луковицу)

Словно капля – баклажан (обе руки движутся снизу вверх – показываем баклажан)

И горох для внука (указательный палец согнуть «колечком» к большому, средний, указательный и мизинец выпрямлены).

Дед сказал: «У перца – вовсе форма сердца» (нарисовать указательными пальцами в воздухе сердечко).


Фрукты

Дети в сад по утру вышли (загибаем по одному пальцу правой руки на каждое слово).

Персик, слива, груша, вишня (то же на левой руке),

Апельсин и мандарин (загибаем по очереди большие пальцы)

Их встречали как один (руки пожимают друг друга).


Ягоды


Заходите, дети, в сад: («идем» указательным и средним пальцами)

Тут крыжовник, (соединяем в колечко большой и указательный пальцы левой руки)

Виноград. (соединяем в колечко большой и указательный пальцы правой руки)

А в лесу растут черника, земляника и брусника (собираем «ягоды» правой руки в «корзинку» левой руки)

Варит бабушка варенье - («размешиваем варенье в кастрюле»)

Будет внукам угощенье (протягиваем ладони вперед).




Осень. Деревья.

Лист у клена и каштана – (раскрыть ладонь левой руки, затем – правой руки)

К ак ладони великана. (поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)

У березки, у березки – (показать руками «стволы»)

Белый ствол и листья – слезки (нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку)

А у тоненькой рябинки

Листья – сложные картинки (ладони перед собой, пальцы чуть растопырить).



Дикие животные

- Что в лесу опять стряслось? –

Удивился старый лось (растопыренные руки – «рога» над головой, приподнять брови)

- Это дерево упало – (обе руки параллельно друг другу опускаем вниз)

Дров бобру на зиму мало! («рубим дрова»)

Головой качает рысь: (указательные и средние пальцы на голове - «ушки» и покачать ими)

- Ну-ка, звери, берегись! (погрозим пальцем – покачать вперед-назад).


Кто как зимует

Спит медведь в своей берлоге (ладони – под левую щеку, голову наклонить влево)

Спит барсук и черный крот (ладони – под правую щеку, голову наклонить вправо)

Только волка кормят ноги, (растопыренные пальцы – «лапы волка» - «идут по земле»)

А не то живот сведет! (положить руки на живот).

Перелетные птицы

Птицы в небе тают, тают –

П тицы к югу улетают. (машем руками, постепенно поднимая вверх)

Всё, растаяли вдали (ладонь «козырьком» ко лбу)

Аист, цапли, журавли (загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы).


Зимующие птицы

Шишка, ты вкусна, толста (сцепить указательные пальцы)

И прекрасна для клеста (перецепить пальцы)

А снегирь, стряхнув снежинки, («смахнуть снег» с тыльной стороны кисти)

Поклюет зимой рябинки. (пальцы правой руки согнуть в щепоть - «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины»).


Домашние животные

Кучерявая овечка (показать «кудряшки» на голове)

Переходит через речку («идем» указательным и средним пальцами)

Щуря желтые глаза, (прищурить глаза)

Ей навстречу шла коза (показываем «рога» - пальцы над ушами)

- Не пущу тебя, овечка, (наклонить голову с «рогами» вперед)

Не пройдешь ты через речку! (погрозить – указательным пальцем вправо-влево)

Лошадь мимо проходила (пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем – опускаем руки)

И овечку пропустила. (руки отвели в сторону – жест, означающий: «Пропускаю»).



Домашние птицы

У тка плещется в пруду (машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду. (приставить руку «козырьком» ко лбу)

Быстро к берегу плывет (машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идет на взлет. (машем руками – «крыльями»)

Во дворе - ее соседка – это курочка-наседка (руки полукругом перед собой – как наседка придерживает крыльями своих цыплят)

Под крылом – её цыплята, очень дружные ребята. (пальцы каждой руки собраны в щепоть, поочередно «клюют корм»).


Зимняя одежда

Мама свяжет дочке («вяжем на спицах»)

Шарфик (провести ладонью по шее и отвести руку за плечо)

И носочки, (показать на ноги)

Шапочку и варежки, (показать на голову и кисти)

Чтоб не мерзнуть Варюшке. (погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).


Зимние забавы. Новый год.

Между ёлок вдоль реки (нарисовать в воздухе ёлку)

Разбрелись снеговики (обе руки с «ножками» - указательными и средними пальцами – расходится в разные стороны)

Каждый ищет (руки «козырьком» ко лбу)

И зовет (ладони «рупором» ко рту)

Снежных баб на хоровод (нарисовать в воздухе снежную бабу).




Части тела

О чень сложен человек: (указательным пальцем на лбу, нахмуриться)

Двое глаз и двое век. (указательными пальцами показываем на глаза, затем на веки)

И – внимательно смотри! – (указательные и средние пальцы «идут» от глаз в направлении висков)

Уха два и две ноздри. (показываем на уши и на ноздри)

А вот пальчиков - по пять, (растопырить пальцы на обеих руках)

Чтобы ими все держать (хватающий жест руками).



Транспорт

Идет на взлет, идет на взлет

Винты вращая, вертолет (круги рукой над головой)

Идут туда, (правой рукой показать влево)

Идут сюда (левой рукой показать вправо)

По звонким рельсам поезда (правая рука справа, а левая – слева описывает круги от себя, руки движутся параллельно друг другу)

И пароходы, корабли (ладони, соединенные кончиками пальцев - «домиком», движутся вперед пальцами вверх)

Уходят в море от земли. (машем рукой на прощание).


Правила дорожного движения

Красный – он один такой: (погрозили указательным пальцем – вперед-назад)

Не иди, (погрозили указательным пальцем влево-вправо)

А просто стой! (указательный и средний пальцы правой руки вниз)

Желтый – все еще стоим (указательный и средний пальцы левой руки вниз)

И внимательно следим (поднять вверх указательный палец)

А зеленый подмигнет – (подмигнуть)

И свободен переход! (обе руки повернули в одну сторону – «пропускающий» жест).


Инструменты

(Рассказываем стихотворение и показываем движения)


Землю я копал лопатой –

Яму выкопал когда-то.

А теперь гребу граблями

Мусор весь – в «подарок» яме.

Пилим, пилим мы с тобой

Ствол двуручною пилой.

Рубим, рубим топором

Между домом и двором.



Профессии

Каменщик из кирпичей

Стену строит. Дом ничей (кладем правую руку на левую, левую на правую и т.д. все выше и выше)

Я – маляр, я стены крашу, (расслабленной кистью водим вверх-вниз)

Потолок («красим потолок») и кухню вашу (движения рукой влево-вправо).

Я – электрик. Свет включу, («включаем свет, нажимая на включатель»)

Только лампочку вкручу («вкручиваем лампочку» - вращательные движения кистью правой руки)

Приходите в новый дом (ладони «домиком»)

И живите долго в нем! (развести руки в стороны).


Защитники Отечества.

Не допустят к нам войну, (обе ладони от себя)

Защитят свою страну: (руки соединить перед собой)

(загибаем по одному пальцы сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца)

Пограничник, вертолетчик,

Врач военный и танкист,

(смена рук)

А еще – десантник, летчик,

Снайпер и артиллерист.



Времена года.

(Соединяем пальцы в колечки)

Мы (1-2), конечно (1-3) любим (1-4) лето (1-5):

Летом (1-5) все (1-4) теплом (1-3) согрето (1-2),

(Смена рук)

Но (1-2) за ним (1-3) приходит (1-4) осень (1-5),

Хоть (1-5) её (1-4) мы и (1-3) не просим (1-2),

(Смена рук)

А (1-2) потом (1-3) идёт (1-4) зима (1-5)

И (1-5) бела (1-4), и (1-3) холодна (1-2).

(Смена рук)

За (1-2) зимой (1-3) идёт (1-4) весна (1-5)

Вновь (1-5) тепло (1-4) несет (1-3) она (1-2).



Семья. Мамин день.

(Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку)

Мама, мамочка моя, 1

Как же я люблю тебя! 2

Буду я бельё стирать, 3

М ыть посуду, вытирать 4

Подметать и мыть полы – 5

(Смена рук)

Вовсе не для похвалы! 5

Уберу свои игрушки, 4

Сам помою руки, ушки 3

И, чтоб радовалась ты, 2

Подарю тебе цветы 1.


Электроприборы

(Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку)

Любопытен пылесос - 1

Он везде суёт свой нос. 2

Шарит щеткой по углам – 3

Нет ли сора, пыли там? 4

Перегладил много брюк 5

(Смена рук)

Электрический утюг. 5

Он в одежде знает толк - 4

Гладил хлопок, гладил шёлк. 3

Тут и лампочка зажглась 2

И горела, не ленясь! 1



Первоцветы.

После снежной пустоты (развести руки ладонями вниз)

Распускаются цветы (кисти вверх, пальцы раскрыть)

Как давно не видел ты (то же самое другой рукой)

Этой хрупкой красоты! (дунуть на обе руки и распрямить пальцы, ладонями вверх).




Весна в природе.

(Соединяем пальцы в колечки.)

Тает (1-2) снег (1-3), уходит (1-4) лёд (1-5)

И (1-5) на речке (1-4) – ледоход (1-3, 1-2).

(Смена рук)

Скоро (1-2) к нам (1-3) придёт (1-4) апрель (1-3)

С крыш (1-5) опять (1-4) польёт (1-3) капель (1-2).



Труд людей весной.

В огороде у меня пугало стояло (покачиваем левую ладонь – «пугало», пальцы выпрямлены)

«Не ушло ли?» - каждый день птица проверяла (правая ладонь, как птица, порхает вокруг левой).

И мечтало: «Вот уйдет – всё бы поклевала» (пальцы вместе – «клюют»)

Так что пугало не зря день и ночь стояло (левая рука опять «пугало», правая рука «улетает» от него).



Космос.

Солнце – яркая звезда, (левая рука как будто держит небольшой мячик, пальцы разомкнуты – это Солнце)

А вокруг планеты. (правая рука – пальцы сомкнуты и «летают» вокруг «Солнца»)

И летают – кто куда – (собрать пальцы левой руки вместе в движение справа налево)

Быстрые кометы. (собрать пальцы правой руки вместе в движении слева направо).





Н асекомые и пауки.

Паук свою раскинул сеть: (распрямляем левую ладонь – «паутина»)

Ах, как же мухе пролететь? (правая рука «порхает» перед «паутиной»).

Ведь у нее в лесу дела,

Искала путь, но не нашла. (правая рука, «не найдя путь», влетает в «паутину», и левая рука хватает правую).

И угодила к пауку

Попить вечернего чайку. (левая рука ладонью вверх – «блюдце», правая рука подносит «чашку» ко рту).


Посуда.

(Произнося выделенные слова, загибаем пальцы сначала на правой, а потом на левой руке)

Вилки (5), ложки (4) и ножи (3)

Ты к обеду положи.

Не забудь еще тарелки (2)

И глубоких (1) дай,

(Смена рук)

и мелких (5).

И стаканы (4) – под компот,

И салфетки (3) – на расход.

Хлеб (2) и соль (1) поставь на стол –

Скажут люди: «Хлебосол!».

(развести руки в стороны ладонями вверх).


Животные жарких стран.

(Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку)

Носит бедный носорог 5

На носу тяжелый рог, 4

А тяжелый бегемот 3

Без забот идёт-бредёт. 2

По песку бредет верблюд, 1

(Смена рук)

И ему не жарко тут. 1

Кверху голову задрав, 2

Щиплет листики жираф. 3

И на ветках обезьяны 4

Чистят вкусные бананы. 5


Город.

(Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку)

Собранье улиц, площадей, 5

Машин, автобусов, людей, 4

Многоэтажные дома 3

Стоят, как книжные тома. 2

Но всё же любим город мы 1

(Смена рук)

За то, что с лета до зимы 1

Встречаем радостных друзей, 2

А с ними можно и в музей, 3

И в цирк пойти, и на каток 4

И погулять в любой денёк! 5
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Картотека пальчиковых игр

Автор: Ирина Владимировна Королева

Дата: 10.12.2021

Номер свидетельства: 594204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Картотека пальчиковых игр и динамических пауз по лексическим темам"
    ["seo_title"] => string(77) "kartotieka-pal-chikovykh-ighr-i-dinamichieskikh-pauz-po-lieksichieskim-tiemam"
    ["file_id"] => string(6) "285765"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454243808"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Картотека пальчиковых игр "
    ["seo_title"] => string(29) "kartotieka-pal-chikovykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "144409"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418721503"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста"
    ["seo_title"] => string(56) "kartoteka_palchikovykh_igr_dlia_detei_rannego_vozrasta_1"
    ["file_id"] => string(6) "532196"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576496115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Картотека пальчиковых игр""
    ["seo_title"] => string(29) "kartotieka_pal_chikovykh_ighr"
    ["file_id"] => string(6) "388087"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486306946"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста""
    ["seo_title"] => string(63) "kartotieka_pal_chikovykh_ighr_dlia_dietiei_mladshiegho_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "409555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492353075"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства