Просмотр содержимого документа
«Картотека пальчиковых игр»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 Невского района Санкт-Петербурга
Картотека пальчиковых игр
Воспитатель:
Петрова Юлия Владимировна
Пояснительная записка.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
КУЛАЧОК
Как сожму я кулачок (сжимаем руку в кулак) Да поставлю на бочок! (ставим кулак с оттопыренным вверх большим пальцем) Разожму ладошку, (распрямлять кисть) Положу на ножку. (рука кладется на колено ладонью вниз)
УТИ-УТИ
Ути-ути, полетели, (берём руки малыша в свои и машем его ручками) На головушку сели, (кладём ладони ребёнка ему на голову Поклевали, поклевали, («клюём» голову ребёнка его пальцами) И домой улетели. (руки с головы убираем и разводим в стороны)
СОВУШКА-СОВА
Руки ребёнка обнимают его лицо и плавно поворачивают голову влево-вправо:
Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Во все стороны глядит, Да вдруг как полетит! (ручки в стороны и машем ими, как крыльями)
МЫШОНОК
Сел мышонок на маслёнок, (ладонь правой руки накрывает левый кулачок) А маслёнок — липкий гриб. (вращаем левым кулачком, накрытым правой ладошкой) Посидел на нём мышонок (поелозить правой ладонью по кулачку) И прилип, прилип, прилип. («отрываем» ладонь от кулачка, а она обхватила кулачок и держится)
ГУСИ-ГУСИ
— Гуси-гуси! (пальчики собраны, как-будто мы имитируем клюв, вращаем рукой-клювом вокруг своей оси) — Га-га-га! (большой пальчик опускается и поднимается относительно остальных — как-будто щёлкаем клювом) — Есть хотите? (пальчики собраны, как-будто мы имитируем клюв, вращаем рукой-клювом вокруг своей оси) — Да-да-да! (большой пальчик опускается и поднимается относительно остальных — как-будто щёлкаем клювом)
СОРОКА-БЕЛОБОКА
Ты, сорока-белобока, (машем руками, будто крыльями) Научи меня летать. (поднимаем ручки вверх) Ни высОко, ни далЁко — (ручки в стороны) Только море увидать. (ладонь «козырьком» ко лбу)
УКАЗОЧКА
Ротик мой умеет кушать, (показываем пальчиком малыша на его губы) Нос — дышать, а уши слушать. (показываем на нос, ухо) Могут глазоньки моргать, (поморгать) Руки — всё хватать, хватать. (сжимаем ладошки в кулачки несколько раз)
МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК
Перебираем пальчики ребёнка по одному на каждую строчку, слегка потряхивая за ногтевые фаланги. Начинаем с мизинчика:
— Мальчик-с-пальчик, где ты был? — С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
ТУК-ТУК
— Тук-тук-тук! (ручки в кулачки, 3 удара кулачками друг о друга) — Да-да-да! (3 хлопка в ладоши) — Можно к вам? (3 удара кулачками друг о друга) — Рад всегда! (3 хлопка в ладоши)
СОРОКА-ВОРОНА
Сорока-ворона кашку варила, (берем в руки ладошку ребёнка и пальцем водим по ладошке по часовой стрелке, как-будто мешаем кашу) Кашку варила, деток кормила. Этому дала, (загибаем мизинчик ребёнка) Этому дала, (загибаем безымянный пальчик) Этому дала, (загибаем средний пальчик) Этому дала, (загибаем указательный пальчик) А этому не дала: (шевелим большой пальчик) Ты дров не носил, Печку не топил, Тебе каши не дадим! (можно слегка пощекотать ребёнка)
Поиграть в сороку-ворону с обеими ручками.
УЛИТКА
Большой пальчик правой руки придерживает согнутые средний и безымянный пальцы. Указательный и мизинец остаются прямыми — имитируем улитку:
Тычет рожками улитка — Заперта в саду калитка. («улитка» упирается и тычется в раскрытую левую ладонь-калитку) Отвори скорей калитку, (поворачиваем ладонь-калитку, как дверцу, чтобы у улитки не было преграды) Пропусти домой улитку. («улитка» скользит вдоль открытой ладони-калитки)
Повторить игру, поменяв ручки.
БОРОВИЧОК
На полянке — тостячок. (правая рука сжата в кулачок) Это — гриб боровичок. (накрываем кулачок левой ладошкой) А под ним, собрав пожитки, В дождик прячутся улитки. (левая рука остаётся сверху, а правая под ней имитирует улитку: большой пальчик правой руки придерживает согнутые средний и безымянный пальцы, а указательный и мизинец остаются прямыми)
КУЛИЧИКИ
Лепим мы куличики (ладони кладутся крест-накрест то правой, то левой рукой сверху) Круглые, как личики. (ребёнок проводит ладошками по щёчкам сверху вниз) Получи из печи (поочерёдно раскрываем руки ладонями вверх) Вкусные куличики. (взрослый кладёт свою руку горкой сначала на одну ладонь ребёнка, затем на другую — раздаёт куличики)
ДЯТЕЛ
Дятел в дерево долбит: Тук-тук-тук. (левая ладонь прямая — дерево, пальчики правой руки собраны вместе, имитируя клюв дятла. Правая, собранная в «клюв» ладонь стучит в левую) Целый день в лесу стоит Стук-стук-стук. (всё то же самое, но меняем руки ролями)
БАРАНЫ
Раз бодались два барана (ручки в кулачки, кулачки бодаются друг с другом) На мосточке утром рано. (хлопаем на каждое слово) Уступить не захотели — (снова кулачки бодаются) Вместе в речку полетели. (ладошками ударяем по коленкам)
ДВА КОЗЛЁНКА
На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные — делаем «козу». Мама рассказывает стишок, вместе с малышом направляет руки с «рожками» друг навстречу другу. Пальчики бодаются друг с другом. Так несколько раз. На слове «бух» хлопаем ладошками, на слове «плюх» руки опускаем на коленки.
Как-то раз к кому-то в гости Шёл козлёнок через мостик. А навстречу шёл другой, Возвращался он домой. Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, Не желая уступить И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами — бух! И с моста в водичку — плюх!
Большой палец взрослого ставится на ноготь ребёнка, подушечка ребёнка перебирается между большим и указательным пальцами взрослого.
Начинаем с мизинчика.
Мы с (имя ребёнка) играем, (5-й пальчик, мизинец) Пальцы все перебираем: (4-й) Этот пальчик — всех длинней, (3-й) Этот пальчик — всех умней, (2-й) Этот пальчик — всех короче, (1-й, большой пальчик) Этот стать побольше хочет, (1-й) Этот знает все игрушки, (2-й) Этот — ушки на макушке, (3-й) Этот прячется в тенёк, (4-й) Этот — маленький сынок. (5-й)
МОЙ МИЗИНЧИК
Мой Мизинчик, где ты был? С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел, С Указательным запел. А Большой меня встречал И конфетой угощал. Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой. Средний брат несет рюкзак, Безымянный ходит так, А Мизинец стал играть: Братьев слушать приглашать. Правый же Большой плясал. И на танец приглашал. Раз-два-три-четыре пять! (М.Кальцова)
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! Этот пальчик - гриб нашел, Этот пальчик - чистит стол, Этот - резал, Этот - ел. Ну, а этот лишь глядел! (Русская народная)
ЧАСТИ ТЕЛА
Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.